НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иусова М. В. Роль сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Дошкольный возраст- это время активного познания ребенком окружающего мира, смысла человеческих отношений, познание себя, развития всех познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит активное овладение ребенком речью, осваиваются особые формы поведения, формируется мышление.
Процесс развитие речи у детей в дошкольном возрасте осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, по обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой и др.- и вне их, например: в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни дошкольника при общении с взрослыми и сверстниками.
Л.С. Выгодский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Но, безусловно, главная задача по развитию речи осуществляется на специальных занятиях по развитию речи, в процессе проведения таких занятий у детей формируется не только речь, но и мышление, ребенок усваивает новые слова, обозначающие свойство и качество предметов.
Весь приобретенный опыт ребенок закрепляется в обобщающем слове, а сама речь приобретает адекватную содержательную основу.
При норме развития речи, у детей в старшем дошкольном возрасте завершается важнейший этап формирования речи - усвоение грамматической системы языка.
Ребенок уже в силах употреблять в речи распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. Идет активный процесс формирования связной речи. Вследствие чего у дошкольников формируется так же навык использования различных способов связи слов внутри предложения. Ребенок старшего дошкольного возраста при построении текста соблюдает все структурные части (начало, середина, конец). 
В настоящее время не сложно проследить тенденцию к увеличению количества детей, имеющих низкий уровень речевого развития, которое обусловлено серьезными причинами.
В нашу повседневную жизнь прочно вошли различные гаджеты: планшеты, смартфоны, телевизоры, компьютеры, которые не редко заменяют детям живое общение, а это в свою очередь приводит к тому, что речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны, ограничены. Потребность ребенка в речевом общении удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна, типична. Резко снизился интерес детей к чтению, к книге. Безусловно, решение этой проблемы есть.
Особое место в дошкольном возрасте при развитии связной речи уделяется сказке. Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка всецело и развивать его речь в частности.
Сказка – один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, она способна подарить ему радость и является одним из самых эффективных способов развития связной речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка дошкольника, а также развить связную речь. Именно благодаря сказкам речь дошкольника становиться более эмоциональной, образной, красивой.
Основные функции сказки в формировании связной речи дошкольника, это:
лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной активностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;
коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает».

Используя сказку для работы по развитию связной речи, целособразно использовать картинки, схемы, мнемотаблицы – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов позволяет педагогу проводить с детьми живую, интересную, непринужденную беседу.
Дети старшего дошкольного возраста  способны самостоятельно сочинить сказку или рассказ, если им предложить несколько сюжетных картинно, что позволяет осуществить ряд речевых задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа со сказкой оказывает определенное воздействие на ребенка. Практика показывает, что сказки прекрасно запоминаются детям, оказывают сильное воздействие на все сторны развития ребенка.
Достоинство и роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Следовательно - сказка- эффективное, мощное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми по развитию связной речи.

Литература:
1.    Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-1999.-160с.
2.    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-2009-272с.

2022