Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Пшеничная Е.Е. Проблемно-поисковые технологии на уроках русского языка в процессе подготовки к ЕГЭ в условиях очно-заочного обучения

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Современная педагогика вооружена множеством различных методов и приемов обучения. Некоторые существуют уже на протяжении длительного периода, оправдывают себя и дают хорошие результаты. Это традиционные методы. К традиционным относятся два основных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Первый осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, упражнений. Второй основан на том, что учащиеся выполняют задания учителя, воспроизводя тот материал, который заранее им был преподнесен. Оба метода сводятся к процессу передачи и закрепления готовых знаний. Эти технологии удобны, привычны, но они имеют недостатки: усредненный общий темп изучаемого материала, преобладание словесных методов изложения материала, большая нагрузка на память ученика. Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к ученику в процессе обучения и которые возникнут перед ними в дальнейшей учебной или профессиональной деятельности. Иными словами, традиционные методы обучения дают нам «пассивного» получателя знаний, готового воспроизводить услышанное и повторять за учителем те или иные действия, отрабатывая определенные навыки и умения. Это тоже нужно, но помнить надо и о том, что знания, добытые и полученные в процессе поиска, самостоятельно, более прочные и развивают способности ученика, помогают лучше раскрыться, способствуют развитию гармоничной личности.
Какие же новые технологии обучения появились за последние десятилетия? К таким новейшим методам можно отнести:
-метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, учитель прежде чем начать излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем раскрывает систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного подхода. Этот метод уместен на уроках литературы, когда можно анализировать различные точки зрения критиков на одно и то же произведение или героя (например, Обломова или Печорина).
-эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в процессе обучения познавательных задача. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется учителем. Такой метод- проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к предмету.
Проблемно-поисковые технологии объединили в себе все лучшее, что было в перечисленных выше технологиях. Эти технологии сравнительно новые и основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения образовательных проблем. Первоначально идея была высказана зарубежными учеными, в отечественной педагогике она была поддержана и разработана в трудах Л.С.Выгодского, М.Н.Скаткина, А.М.Матюшина. В последнее десятилетие является одной из основных технологий обучения, так как развивает самостоятельность, приобщает ученика в процессе обучения творчеству, способности делать «открытия», опираясь на собственный опыт. Знания, полученные подобным образом, хорошо усваиваются и надолго укореняются, особенно если их закрепить тренингом и практикой.
Говоря о теоретической стороне вопроса, можно назвать следующие общие черты проблемно-поисковых технологий:
-направленность на обучение мышлению и процессам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
-постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
-стимулирование имеющихся потребностей к собственному поиску, сотворчеству.
Проблемно-поисковые технологии могут успешно применяться при подготовке учащихся очно-заочной формы обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Основная масса обучающихся в школах подобного типа это люди, имеющий большой перерыв в образовании, обладающие низким уровнем знаний и имеющие огромные пробелы в знаниях, умениях и навыках. Тем не менее они поставили перед собой цель получить среднее образование, задача школы и учителя помочь в этом.
Тренировочные тестирования показывают, что затруднения у учащихся, как правило, вызывает не поиск самой ошибки в задании, а поиски варианта правильного ответа. Для правильного выполнения ряда заданий в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку вполне уместно применение азов проблемно-поискового метода. Это как раз те задания, которые не требуют от ученика четкого знания. К заданиям, где ученик под руководством учителя можем применить проблемно-поисковые технологии, можно отнести задание, связанное с таким лексическим явлением как паронимы. Невозможно потребовать от ученика, чтобы он механически зазубрил все паронимы, хотя пособия предлагают словарики паронимов. Паронимы- это слова, похожие по звучанию, часто однокоренные, но разные по значению или оттенку значения. В речи происходит смешение паронимов, что приводит к речевым ошибкам: глиняный берег (вместо глинистый), костлявая рыба (вместо костистая) и так далее. Особенно часто ученики смешивают паронимы дипломат-дипломант-дипломник. Для предотвращения подобных ошибок в процессе подготовки к экзамену следует предложить ученику следующий алгоритм работы, опирающийся на метод проблемно-поисковых технологий. Например, ученику предложено следующее задание:
В каком из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Конфликт не перешел в вооруженное столкновение благодаря усилиям ДИПЛОМАТОВ.
Новая книга известного писателя- это сборник АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ рассказов.
Вокруг дома почва была КАМЕНИСТАЯ.
Петр Первый отличался ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ фигурой.
На листьях блестели ДОЖДЛИВЫЕ капли.
Ученикам предлагается проанализировать каждое слово, включая их в различные словосочетания и отвечая на следующие вопросы учителя:
-дипломаты участвуют в урегулировании конфликтов?
-чем отличается слово автобиографичный от автобиографический?
-а если почва была бы каменная?
-а если фигура была великая?
-что может быть дождливым?- день,- осень, -климат… А капля?
Так путем поискового метода ученик приходит к правильному ответу, причем приходит самостоятельно. В следующий раз, выполняя подобное задание, он уже не нуждается в наводящих вопросах учителя, а ищет ответ самостоятельно, используя уже известный ему поисковый метод.
Элементы поискового метода могут быть применены и при выполнении заданий (слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи), где ученики могут анализировать и сопоставлять различные написания, использовать лексико-грамматический анализ (а это тоже поисковая работа).
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и напишите эти два слова.
(И)ТАК, решено взять хулигана на воспитание (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(И)ТАК продолжалось (НА)РЕДКОСТЬ долго.
ВО ЧТО(БЫ) то ни стало приходите, ЧТО(БЫ) поздравить юбиляра.
При выполнении заданий тоже можно применять поисковый метод, так как вводные слова и предложения требуют анализа с точки зрения наличия, отсутствия грамматической связи с предложением.
Можно выделить четыре главных условия успешности проблемно-поискового обучения:
-обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
-обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
-значимость информации, получаемой при решении проблемы;
-необходимость доброжелательного общения учителя и ученика, диалогическое общение, готовность учителя с вниманием отнестись ко всем мыслям, высказанным учеником.

Библиографический список

1.       Г.Ф. Нелина. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО 2011.-76с.
2.       Методика преподавания русского языка в школе под ред. Баранова М.Т. – М:Издательский центр «Академия», 2001.-368с.
2020