НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Муравьева Э.Н. Организация образовательной деятельности для развития игровой деятельности воспитанников раннего возраста

Библиографическое описание:

Муравьева Э.Н. Организация образовательной деятельности для развития игровой деятельности воспитанников раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, она является средством развития способностей к преобразованиям, социализации и развития коммуникативных способностей, также игра является средством развития воображения и фантазии, развития способностей к символизации, средством развития произвольности поведения и развитием способности к преобразованиям. Игра должна присутствовать в воспитании и обучении в разных видах деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды игровой деятельности:

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- театрализованные игры;

- дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

В данном виде игровой деятельности необходимо научить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Воспитателю необходимо содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. С помощью сюжетно-ролевых игр воспитатель может подвести детей к пониманию роли в игре, сформировать начальные навыки ролевого поведения, развивать предпосылки творчества.

Подвижные игры.

Здесь важно развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами, формируя навык взаимодействия со сверстниками. Важно поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры.

Воспитатель может пробудить интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Так же важно побудить детей отзываться на игры действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Дидактические игры.

С помощью дидактических материалов воспитатель может обогащать чувственный опыт детей. С помощью дидактических игр появляется возможность закрепить знания о величине, форме, цвете предметов. Например, научить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из двух-четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки.

Для наиболее успешной реализации игровой деятельности воспитателю необходимо руководствоваться следующим правилам:

1. Воспитателям необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко - доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать им самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Воспитатель должен уделить внимание:

- обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);

- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей на игру.

Так как игра для детей - это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира и себя, то в занятиях широко используются различные игровые приемы, сюрпризные моменты, совместные действия с ребенком. Обучение проводится в игровой форме, в соответствии с ведущей деятельностью ребенка раннего возраста. В игре создаются условия для развития восприятия, речи, предметно - действенного мышления и мелкой моторики; дети учатся оперировать предметами и игрушками, как с символами явлений окружающей среды. В течение дня необходимо организовать самостоятельные игры детей, в которых они закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В образовательном процессе используются различные виды игр: словесные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры хороводного типа, подвижные игры. Наряду с игровым материалом подбирается наглядная информация, которая способствует повышению речевой активности детей, и содержит в себе иллюстрации, предметные и сюжетные картинки. Систематически использовать театрализованную деятельность: показывать детям русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», при этом использовать пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, куклы Би-Ба-Бо (Приложение № 1). Всё это способствует не только пополнению словарного запаса, формированию активного словаря у детей, но и формирование личности и интеллекта ребенка в целом.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Приложение № 1

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: научить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

Дидактическая Игра «Цветные кубики»

Цель: научить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие).

Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

Сюжетно-ролевые игры «Больница»

Цель: познакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.

Ход игры:

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок).

Врач. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно).Я - доктор.

Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

Театрализованная игра по сказке «Курочка Ряба»Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Материал: Настольный театр резиновых игрушек, «Чудесный мешочек»,

декорация для показа сказки.

Ход игры: Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

(в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

(с помощью воспитателя).
2023