Ветохина Е.Ю. Педагогический сценарий проектной деятельности учащихся
Библиографическое описание:
Ветохина Е.Ю. Педагогический сценарий проектной деятельности учащихся // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Педагогическое сценирование – инструмент управления процессом освоения проектной деятельности обучающихся. Проще всего прописывать сценарный замысел (педагогический сценарий) на материале кейса (кейс – задачная ситуация, т.е. имеющая субъективную новизну для учащихся, но не для педагога). В процессе работы над кейсом, учащиеся проходят все стадии проектной деятельности, но защищены от заведомо тупиковых, нереализуемых идей. [2]
Одним из необходимых фрагментов педагогического сценария является дорожная карта кейса или проекта. Оформляется она в виде таблицы, в столбцах которых отмечаются:
1. такты проектной деятельности или такты решения задач кейса,
2. педагогическая деятельность наставника (что делает, над чем работает), образовательная деятельность команды (что делают, какие задачи решают) и
3. предполагаемый результат образовательной деятельности.
Таблицу можно дополнить предполагаемым интервалом времени на реализацию каждого этапа и его реальным значением после перехода к следующему этапу. (таблица 1)
Благодаря сценированию каждого проектного занятия, педагог очерчивает для себя вероятную область, определяющую следующих шаг в деятельности проектной команды, однако, всякий раз, на проектном занятии, выявляется именно та точка, в которой оказалась команда в процессе работы над проектным замыслом. Эта точка может даже вылетать за пределы очерченной педагогом области и педагогическое мастерство (мастерство в управлении процессом освоения проектной деятельности) заключается в том, чтобы выстроить дальнейшее движение проектной команды исходя из новой ситуации освоения деятельности. Управление реализуется благодаря тому, что именно педагог удерживает проблему (и требует от учащихся осознанного удержания проблемы), а также делает рефлексивные остановки о соответствии цели и задач проектной команды, соответствии задач и методов достижения результата.
Таким образом, деятельность педагога и проектной команды находятся в разных плоскостях. Педагог обучает деятельности, удерживает содержание, организует коммуникацию, рефлексию, создаёт (сценирует) ситуации успеха/неуспеха проектной команды, а проектная команда осваивают проектную деятельность, деловую коммуникацию, добиваются решения поставленных задач и реализуют проект до итогового продуктового результата.
Наиболее часто встречающаяся педагогическая ошибка при работе в открытой образовательной ситуации - попытка прямой трансляции информации учащимся. Кажется, что небольшие подсказки по ходу деятельности значительно увеличивают результативность работы детского проекта. Это верно, если мы стремимся к получению продуктового результата. Было бы даже лучше, если бы детей в проекте просто не было. Сами бы выполнили эффективнее и быстрее. Но первоочередная задача педагога в проектной деятельности – это формирование софтовых компетенций учащихся. Первоочередной ценностью является развитие обучающихся и присвоение обучающимися ценности развития. Поэтому, вместо прямых информационных вбросов, содержащих исчерпывающую информацию, в сценарном залоге используют информационные вбросы о способе деятельности в ситуации неопределённости. Не отвечать на вопрос о предмете разработки, а предлагать способ поиска ответа на этот вопрос средствами самой проектной команды.
Благодаря сценированию, ломается устоявшаяся традиция обучения через принуждение и возрождается естественная для ребёнка открытость к познанию, радость преодоления, ощущение удовлетворения от собственной деятельности не из-за формальной оценки педагогом, а в следствии осознания собственных, реальных возможностей к изменению себя и окружающей действительности.
Пример педсценария решения кейса
Кейс по информатике: Подбор комплектующих по прайс-листам для компьютера с указанной областью применения.
Группа: учащиеся 10-11 классов.
Тема: Устройство компьютера.
Цель и задачи:
- практическое применение знаний и умений, полученных в ходе изучения темы «Устройство компьютера»
- обобщить и систематизировать знания об основных устройствах ПК и их актуальных характеристик;
- способствовать развитию аналитических, творческих, практических и коммуникационных навыков;
- научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.
Описание ситуации: В фирму «Декада» обратились родители, одиннадцатилетней девочки Даши Соколовой, с просьбой подобрать комплектующие для домашнего ПК. Компьютером будет пользоваться в основном Даша для компьютерных игр и для учебы. На покупку ПК родители планируют потратить не более 25 000 рублей.
Вопросы: 1) Какие комплектующие необходимы для ПК учитывая требования, предъявленные к нему?
2) Какими минимальными характеристиками должны обладать данные комплектующие?
3) Используя прайс-лист фирмы «Декада» подберите необходимые комплектующие для данного ПК с учетом максимальной стоимости. [1]
Пед. сценарий решения кейса
(в скобках указаны пед. технологии и методы предполагаемые к использованию на данном этапе решения кейса)
Таблица 1Планируемые результат решения кейса:
1) в ходе решения кейса учащиеся применят знания и умения полученные в ходе изучения темы «Устройство компьютера»;
2) выявят особенности комплектующих для домашнего ПК;
3) научатся выбирать комплектующие, в соответствии с указанной областью применения;
4) научатся работа с прайс-листами компаний;
Возможные результаты решения кейса:
- разработают рекомендации по выбору комплектующих для домашнего ПК;
- решение кейса перейдет в проект по созданию рекомендаций по выбору комплектующих для компьютеров с различной областью применения
Библиографический список:
1. Информатика. Углубленный уровень. практикум для 10—11 классов • в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 168 с.: ил.
2. Научный журнал КубГАУ, №134 (10), 2017 года; Сценарный подход к управлению проектами; Шумков Е. А., Видовский Л.А.