Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Иванова А.П. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье» как актуальная проблема

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества [2]. К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Белорусские ученые И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова, занимающиеся проблемами подобных семей, отмечают, что ребенок может выбрать ту или иную стратегию адаптации в семье алкоголиков. Эта адаптация осуществляется в виде одной из ниже перечисленных ролей, взятых на себя ребенком [4].
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций и имеет определенный социальный статус [1]. Репродуктивная (демографическая) функция семьи заключается в воспроизведении жизни, продолжении человеческого рода, т.е. в рождении детей. Подразумевается воспроизведение не только количественное, но и качественное (рождение физически и психически здорового поколения, без биологических и психических аномалий). Коммуникативная функция семьи предусматривает создание благоприятного семейного микроклимата, необходимого для психически-эмоционального воссоздания сил членов семьи, внутрисемейного общения супругов, родителей и детей, семьи и окружающей микро- и макросреды, а также ее общение с духовными и интеллектуальными достижениями общества (средства массовой информации, литература, искусство и т.д.). Рекреативная функция семьи - это организация свободного времени и отдыха семьи. Рекреативная деятельность семьи осуществляется в будние и выходные дни, а также во время отпуска. Она выполняет роль сохранения семьи как целостной единицы, укрепляет семью, закрепляет лучшие традиции, имеет большое значение в воспитании детей, эмоциональном единении супругов. Кроме того, эта функция имеет значение для развития интересов и потребностей личности, выполняет культурную роль, формируя, развивая и воспитывая культурные, моральные и, духовные ценности и нормы. Воспитательная функция заключается в передаче детям взрослыми членами семьи социального опыта [4]. Правильное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение, позитивное отношение к труду, способствует прививанию гуманных моральных качеств, пониманию необходимости придерживаться правовых и моральных норм жизни, поведения, что способствует развитию физического совершенства детей, укреплению их психического здоровья, выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Эта функция - одна из важнейших. Ее цель - передать подрастающим поколениям в процессе вхождения в систему общественных отношений социального опыта, знаний, ориентаций, норм и ролей, умений и навыков, необходимых для моральной жизнедеятельности. Успех воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи, который в свою очередь зависит от ее материальных и бытовых условий, численности и структуры семьи, взаимоотношений, которые складываются между всеми членами семьи, личного примера родителей, их педагогической культуры, специфики самого процесса семейного воспитания [1].
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения [6]. Однако встречаются так называемые неблагополучные «алкогольные» семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка [1]. В частности, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. По мнению Е.М. Базылевой, они могут быть вполне организованными и у детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье. Проблема детей, растущих в семьях алкоголиков, заключается в том, что даже самые базовые и нужные потребности ребенка могут не удовлетворяться со стороны родителей. Эти дети могут не получать своевременного питания, здорового сна, гигиены, адекватной обстановки, способствующей их развитию. Поскольку родители поглощены своими собственными проблемами, они могут не следить за тем, насколько хорошо одет ребенок, тепло ли ему, почистил ли он зубы, кушал ли он сегодня и т.д. Все это может приводить к различным физиологическим нарушениям и частой заболеваемости ребенка. Так же, в таких семьях высока вероятность развития детского алкоголизма, т.к. зачастую родители прямо или косвенно «приучают» детей к своему образу жизни. Однако, помимо физического здоровья ребенка, его включенность в модель семьи алкоголиков может нанести еще больший вред его душевному состоянию [7]. Дети, выросшие в таких патологических семьях, отличаются определенным психологическим складом личности, который будет проявляться на протяжении всей жизни, даже когда они станут взрослыми и начнут жить самостоятельной жизнью. Каким бы образом не появился ребенок в этой семье, он уже изначально лишен любви и принятия, к нему не относятся как к отдельной личности, он всегда будет обременен чужими ожиданиями, зачастую несоответствующим его возможностям. Ребенок требует к себе огромного внимания, усилий и времени со стороны родителей. У него куча потребностей, которые нужно своевременно удовлетворять. И чем старше он становится, тем больше их становится и тем более сложный характер они приобретают [5]. В связи с этим, работа в ДОУ с семьями с алкогольной зависимостью должна вестись на всех уровнях, при взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно [2]. Работа начинается с выявления группы риска, эту работу проводят те сотрудники, кто работает непосредственно с детьми. Воспитатели посещают семьи, знакомятся с родителями воспитанников, проводят анкетирование родителей, наблюдают за поведением детей. Определив «неблагополучные» семьи, социальный педагог совместно с воспитателями, медиками, специалистами проводят социально –педагогическое обследование семей с целью выявления причины проблем в семье и для разработки индивидуальных планов работы по каждой семье [8]. Как сказал Л.Толстой «Все несчастные семьи не счастливы по своему», поэтому не существует единого пути решения проблем возникающих в семьях воспитанников. Далее – воспитатели, специалисты, администрация ДОУ проводит всю необходимую работу с семьями – проводят консультации, собеседования с родителями, наблюдение за семьями, родителей приглашают на мероприятия, проводимые в ДОУ, проводят лекции организуют семинары, консультации, тематические родительские собрания, родителям подбирают и выдают литературу из библиотеки ДОУ по воспитанию детей, проводятся ярмарки – милосердия [2]. Не со всеми проблемами детский сад может справиться самостоятельно, особенно с таким тяжелым недугом как «алкоголизм», поэтому детскому саду необходимо сотрудничать с органами опеки и попечительства, комиссией по профилактике пьянства, органами социальной защиты, юристом МУОО.
Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из «алкогольной семьи» педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в таких семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Библиографический список

1.       Варга А. Системная семейная психотерапия. – М., 2001.
2.       Галагузова М.А. Социальная педагогика. // Под ред. Галагузовой М.А. – М., 2000.
3.       Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 2004. - N10.
4.       Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
5.       Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.
6.       Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2005. - Вып.1, ч.2.
7.       Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 2004.
8.       Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения. – Минск, 1999.
e-mail mdou_142@mail.ru
тел. 8352311299
2017