Абдукадырова Н.А. Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Библиографическое описание: Абдукадырова Н.А. Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность, которая позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Все математические задачи, вся математическая теория родилась из чисто практических нужд людей. Все математические знания, которые ученик получает в школе, должны стать фундаментом для его успешного развития в жизни.
Формирование математической грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.
Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, исследовательское обучение.
Усвоения базисных основ математики, в большинстве своем, происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения на первом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что в дальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию математики, как части общечеловеческой культуры. Регулярно включать в ход урока задания на математическое содержание заданий «Изменение и зависимости», «Пространство и форма», «Неопределенность и данные», «Количество».
Важно подбирать такие типы задач, в условии которых описана жизненная ситуация, с которой ученик встречается в повседневной своей практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретённые из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задачи должны быть взяты из реальной действительности.
Перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование математической грамотности:
• учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
• введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации.
• требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: понимание, формулирование проблемы на языке математики и осуществление её решения, сообщение результата.
• для выполнения задания требуются знания и умения из разных курсов
математики.
Практико-ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования. Обучение с использованием таких заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету и способствует формированию функциональной грамотности.
Обучающийся имеет проблему в реальном мире (ему необходимо сходить в магазин за продуктами, мама дала ему определённую сумму денег). Ребёнку необходимо сформулировать и перенести данную проблему из реального мира в математический (ему нужно купить хлеб и молоко, у него есть 200 рублей). Затем ученик применяет имеющиеся у него математические знания для решения данной проблемы. Ему необходимо изучить цены на молоко и хлеб, вычислить на продукты какой марки ему будет достаточно имеющихся денег. Ученик получает математический результат (какой хлеб и какое молоко он может купить), интерпретируя который в реальный мир он оценивает результат в реальном мире (при расчете на кассе ему хватает денег, либо он получает сдачу).
Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Библиографический список
1) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Издательство Юрайт, 2019
3) Я — эффективный педагог. Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / сост.: Н. В. Бысик, В. С. Евтюкова, М. А. Пинская. — М.: Университетская книга, 2017.
4) Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
5) Калинкина Е.М. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.- Новокуйбышевск, 2019 9. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой.- Самара: СИПКРО, 2019.