Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Татанова А. А. Проблематика формирования графических умений и навыков в средней школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Проблема формирования графических навыков у школьников является одной из важных, так как современное общество нуждается в людях, владеющих ими. В процессе обучения и воспитания огромную значимость, по моему мнению, приобретают проблемы формирования графических умений и навыков.
Развитие графических навыков на уроках технологии и внеклассных занятиях является не только целью обучения, но и одновременно средством разностороннего развития личности ребенка. Представляя собой понятие об окружающей или вымышленной действительности при помощи композиции и цвета, тематическое рисование способно реализовать многие потребности детей.
Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги как А.В. Хуторской, А.Г. Перехватова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ю.Г. Чебанова.
Они выделяют несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, общение.
Однако считаем, что данная тема раскрыта недостаточно глубоко. Целью нашей статьи является раскрыть особенности развития графических навыков у обучающихся основной школы на уроках технологии и во внеклассной работе.
Рассмотрим основные понятия исследуемой темы: навык, графическая работа, графический навык, урок.
Под понятием «навык» будем понимать, определение данное в «Кратком педагогическом словаре» под редакцией: А.А. Пермякова, В.В. Морозова, Э.Р. Зарядинова: «навык – умение, доведённое до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного повторения…»
Также, данное понятие встречается в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада и поясняется как: «навык, действие, сформированное путём повторения, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляется ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразования реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются, Навыки характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлён, тем более обобщён и лабилен».
То есть, навык это – действие, доведенное до автоматизма, путём постоянного повторения и выполнения конкретной задачи. В своих работах многие различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные.
В словаре «Социолингвистических терминов» термин графика поясняется как: «сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. При выборе алфавита – при создании письменности для ранее бесписьменных языков или при принятии решения о переходе на другой тип графика…».
В методическом пособии М.М. Безруких графическая работа в обучении рассматривается как визуальное оформление учебной информации или упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов с их условным обозначением, а также составление схем, графиков, диаграмм.
Таким образом, можем данные понятия соединить в единое понятие: «Графический навык» – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Рассмотрим следующее понятие «Урок». Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Урок, как форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30-35 мин).
Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Главной задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год.
Постепенно в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр.
В 80-е гг. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «урок». Изменения в урок как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение «путем погружения» – для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания.
Однако до сих пор нерешёнными проблемами урока являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов. Сложилось несколько типов уроков. Наиболее распространён – комбинированный урок.
Форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
В работе Ю.Г. Чебановой графические навыки представляются в виде:
– умения строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТ;
– умения пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
– умения чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
– умения оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
– умения правильно сочетать цвета, оттенки;
– умения компоновать предметы, составлять композиции;
– умения делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
– умения выполнять эскизы, технические рисунки.
Что же должен делать учитель технологии, для того чтобы у обучающихся формировались необходимые графические понятия, умения, тем более грамотность? В данном случае следует отметить два основополагающих момента на которые он должен обращать внимание – постановку цели формирования графических понятий и организацию деятельности обучающихся по развитию практических умений. Прежде всего, перед обучающимися необходимо ставить конкретную цель – овладеть определенными графическими понятиями и практическими умениями. Если учитель технологии сталкивается с отсутствием у обучающихся конкретных графических понятий и практических умений, то ему необходимо проанализировать данную ситуацию и спросить с себя, а стояла перед ним такая цель и как ее разрешить? В этом мы и видим дальнейшую нашу работу.

Библиографический список

1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.,. т.1/ Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
2. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт.-сост Л.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.В. Зарединова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Кривой Рог; Симферополь: Видавничий дім, 2010. – 144 с.
3. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.
4. Педагогический словарь / под редакцией ACADEMA, – М.: изд. 2001. –172с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад, – М.: изд, 2002. – 527 с.
6. Хуторской, А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
2022