НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Герасименко М. А., Шепелева Е. Е. Мастер-класс в рамках работы консультационного центра «Точка опоры» для родителей детей раннего возраста «Чудеса на песке»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии в рамках работы консультационного центра «Точка опоры» на базе МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода.
Данный материал будет интересен педагогам-психологам, дефектологам, педагогам и специалистам дошкольных учреждений с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с детьми раннего возраста.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в области использования методов работы с песком в процессе взаимодействия с детьми.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и теплой атмосферы.
2.Обогащение знаний и умений родителей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. Гармонизация детско-родительских отношений.
3.Формирование у родителей нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным и цветным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.
Организационный момент.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Это важно для занятий с детьми с ОВЗ.
Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.
Педагог-психолог: «Расслабьтесь, положите руки на стол ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень. При этом родители не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить.
Педагог-психолог: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулаке.
Ход занятия
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)
Дефектолог: Правильно, Снимите салфетку, перед вами песок
1. Игра «Чувствительные ладошки»:
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Педагог-психолог: Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песок, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Песок помогает нам расслабится, отвлечься от ежедневных забот и суеты. Просто порисуйте что хотите, почувствуйте песок у себя в ладонях.
2. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: эти упражнения легко проводить с детьми, им будет очень интересно. Попробуйте сейчас сами выполнить такие упражнения.
«Идёт медведь» — предложите, чтобы ребенок кулачками и ладонями с силой надавливал на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы» — теперь кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» —предложите ребенку двигать всеми пальцами, имитируя движение сорокрнижки
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог- психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь найдите свой камешек, запомните его и положите мне на тарелочку. Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.
Дефектолог: А пока давайте поиграем.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Дефектолог предлагает родителям взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Дефектолог приглашает родителей подойти к песочнице (3-4 человека) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?
Игра «Геометрические фигуры»
Дефектолог: А теперь, я прошу вас подойти к столу.
Сейчас мы будем рисовать геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, ромб. Теперь попробуем нарисовать тоже самое, только обеими руками.
Дефектолог: Помогать детям можно с помощью стихотворения:
Вот четыре стороны –
Квадрат нарисовали мы.
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.
Можно «начертить» таким же способом треугольник:
Раз, Два, Три: Треугольник начерти.
Круглый круг похож на мячик,
По стене он быстро скачет.
Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры.
Педагог- психолог: А сейчас мы нарисуем солнышко!
Игра – упражнения «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).
Ход игры:
Родитель на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами
Упражнение «Сотвори солнце в себе»
В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все – всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!
Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Педагоги: А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!
Педагоги: Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе такие слова:
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила!
Вопросы для обратной связи:
-Вам понравились упражнения? Какие запомнились?
-Произошли ли у вас какие-либо изменения? Узнали вы что-то новое?
Педагоги: Занятие закончено. Благодарим всех за конструктивное и позитивное общении. Всем спасибо!
Список литературы:
1.       Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 81с.
2.       Лопатина А. Беседы и сказки о семье. – М.:Амрита, 2011. – 176с.
3.       Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально коммуникативной и позновательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Учитель, 2016 – 122с.
2020