Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает учет регионального компонента, как условие вариативности дошкольного образования.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающий национальное и региональное своеобразие культуры (природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор и др.), позволяющий осознать детям принадлежность к своей «малой родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Основными целями реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации являются:
¾ создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
¾ обеспечение единства образовательного пространства.
Региональный компонент в условиях дошкольной образовательной организации реализуется по следующим направлениям:
¾ управление реализацией регионального компонента;
¾ интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
¾ взаимодействие с родителями (законными представителями);
¾ сетевое взаимодействие детского сада с другими учреждениями.
Первое направление – управление реализацией регионального компонента предполагает:
¾ создание развивающей предметно-пространственной среды;
¾ программно-методическое обеспечение;
¾ подготовка педагогических кадров к реализации регионального компонента.
Второе направление – интеграция регионального компонента в образовательную деятельность, предполагает включение краеведческого материала в образовательную программу дошкольного образования, реализация образовательных программ краеведческой направленности.
Третье направление – взаимодействие с родителями (законными представителями), предполагает просвещение родителей с целью повышения их педагогической компетентности по направлению краеведения.
¾ Четвертое направление – в сетевое взаимодействие с другими учреждениями, предполагает возможность освоения воспитанниками регионального компонента с использование ресурсов сторонних организаций (музей, библиотека и пр.)
При реализации регионального компонента необходимо учесть следующие принципы:
¾ принцип развивающего обучения;
¾ принцип личностно-ориентированного общения (партнерство, соучастие, взаимодействие);
¾ принцип тематического планирования (подача материала по блокам, темам);
¾ принцип последовательности (постепенного перехода от более близкого ребёнка (дом, семья) к менее близкому (регион, страна));
¾ принцип наглядности;
¾ принцип занимательности (увлекательность для детей).
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что ребенок в процессе формирования основ краеведения:
¾ приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира, людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
¾ овладение представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной истории своего рода;
¾ определяет свою социальную роль;
¾ имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
¾ обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
¾ учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности.
¾ приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в общении друг с другом;
¾ развивает самостоятельность, творчество, инициативность.
Библиографический список
1. Галич, Т. Н. Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации / Т. Н. Галич, Е. А. Плустенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 414-415. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59751/ (дата обращения: 13.10.2020).2. Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/09/03/seminar-praktikum-na-temu-realizatsiya-regionalnogo (дата обращение: 10.10.2020)
3. Реализация регионального компонента в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/09/18/pedagogicheskiy-seminar-tema-tehnologiya-problemnogo (дата обращение: 13.10.2020)
4. Реализация регионального компонента в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-realizacija-regionalnogo-komponenta-v-uslovijah-dou.html (дата обращение: 13.10.2020)
5. Реализация регионального компонента в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/realizacija-regionalnogo-komponenta-v-mkdou-detskii-sad-26-stanicy-pavlovskoi.html (дата обращение: 14.10.2020)