НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Светлакова А. П., Гарифулина О. М., Разуваева О. В. Реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает учет регионального компонента, как условие вариативности дошкольного образования.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающий национальное и региональное своеобразие культуры (природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор и др.), позволяющий осознать детям принадлежность к своей «малой родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Основными целями реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации являются:
¾     создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
¾     обеспечение единства образовательного пространства.
Региональный компонент в условиях дошкольной образовательной организации реализуется по следующим направлениям:
¾     управление реализацией регионального компонента;
¾     интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
¾     взаимодействие с родителями (законными представителями);
¾     сетевое взаимодействие детского сада с другими учреждениями.
Первое направление – управление реализацией регионального компонента предполагает:
¾     создание развивающей предметно-пространственной среды;
¾     программно-методическое обеспечение;
¾     подготовка педагогических кадров к реализации регионального компонента.
Второе направление – интеграция регионального компонента в образовательную деятельность, предполагает включение краеведческого материала в образовательную программу дошкольного образования, реализация образовательных программ краеведческой направленности.
Третье направление – взаимодействие с родителями (законными представителями), предполагает просвещение родителей с целью повышения их педагогической компетентности по направлению краеведения.
¾     Четвертое направление – в сетевое взаимодействие с другими учреждениями, предполагает возможность освоения воспитанниками регионального компонента с использование ресурсов сторонних организаций (музей, библиотека и пр.)
При реализации регионального компонента необходимо учесть следующие принципы:
¾     принцип развивающего обучения;
¾     принцип личностно-ориентированного общения (партнерство, соучастие, взаимодействие);
¾     принцип тематического планирования (подача материала по блокам, темам);
¾     принцип последовательности (постепенного перехода от более близкого ребёнка (дом, семья) к менее близкому (регион, страна));
¾     принцип наглядности;
¾     принцип занимательности (увлекательность для детей).
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что ребенок в процессе формирования основ краеведения:
¾     приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира, людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
¾     овладение представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной истории своего рода;
¾     определяет свою социальную роль;
¾     имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
¾     обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
¾     учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности.
¾     приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в общении друг с другом;
¾     развивает самостоятельность, творчество, инициативность.

Библиографический список

1.       Галич, Т. Н. Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации / Т. Н. Галич, Е. А. Плустенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 414-415. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59751/ (дата обращения: 13.10.2020).
2.       Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/09/03/seminar-praktikum-na-temu-realizatsiya-regionalnogo (дата обращение: 10.10.2020)
3.       Реализация регионального компонента в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/09/18/pedagogicheskiy-seminar-tema-tehnologiya-problemnogo (дата обращение: 13.10.2020)
4.       Реализация регионального компонента в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-realizacija-regionalnogo-komponenta-v-uslovijah-dou.html (дата обращение: 13.10.2020)
5.       Реализация регионального компонента в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/realizacija-regionalnogo-komponenta-v-mkdou-detskii-sad-26-stanicy-pavlovskoi.html (дата обращение: 14.10.2020)
2020