НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ленок Н.В. Формирование патриотизма в дошкольном возрасте

Библиографическое описание:

Ленок Н.В. Формирование патриотизма в дошкольном возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Патриотическому воспитанию во все времени отводилась особая роль в становлении подрастающего поколения. В работах таких авторов, как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн и других, мы можем отметить высокую значимость воспитания патриотических чувств, любви к Родине, семье, родному краю. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Земля родная» подчеркивает, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре».

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" патриотизм является одной из базовых ценностей российского народа.

Анализируя нормативные документы в сфере образовательной политики, можно также отметить, что вопросам патриотического воспитания уделяется особое внимание. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к важнейшим принципам отнесено «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде». В Федеральной образовательной программе дошкольного образования одной из приоритетных задач является «приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей».

Однако, воспитание патриотических чувств начинается не с дошкольного учреждения, а с семьи ребенка. Именно семье отводится главная роль в воспитании базовых ценностей, так как именно от значимых взрослых, близкого и родного человека, ребенок получает то, что оставляет памятный след на всю жизнь. И важная задача воспитателей состоит в том, чтобы приобщить родителей к формированию патриотических чувств воспитанников.

В рамках консультаций для родителей предлагаются простые и действенные советы по формированию патриотизма. Например, возвращаясь домой предложите поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?». Необходимо обратить внимание ребенка на труд людей, на красоту родного города, на изменения, которые происходят в городе. Можно попросить ребенка, придя домой нарисовать то, что больше всего запомнилось или понравилось. Важно, обращать внимание даже на малейшие детали.

Важны беседы с ребенком. Поговорите о своей работе, какую пользу вы и ваша деятельность приносит людям, городу и стране, какие результаты деятельности вы можете продемонстрировать. Какими качествами необходимо обладать, чтобы достигать результатов: ответственность, трудолюбие, умение общаться с другими людьми. Можно предложить родителям рассказать о предприятии, на котором работают родители, о продукции, которая производится, где и как может применяться.

Важно объяснить родителям, о необходимости прививать бережное отношение детей к предметам, которые их окружают, объяснить, что в производство каждой вещи вкладывается большой труд людей.

Отмечайте в разговоре с ребёнком, что вы гордитесь достижениями своих родных и близких.

Досуг ребенка за пределами стен образовательного учреждения должен быть насыщенным, в свободное время необходимо совершать экскурсии, посещать театры, выставки, музеи. Во время прогулок по городу, или по дороге из детского сада домой следует обращать внимание детей на достопримечательности, памятники города, с какими историческими событиями они связаны, в честь кого возведены. Показывайте значимость исторических событий и память о них для города и страны.

Патриотизм проявляется не только в любви к городу и семье, но и к природе родного края. Родители своим личным примером должны показать детям необходимость беречь природу, не мусорить на улице и отдыхе на природе, можно и нужно привлекать детей к посадке растений, совместно наблюдать за тем, как они растут, привлекать детей к участию в субботниках.

Сказки позволяют рассказать об истории народов, населяющих Россию, об их традициях, учат доброте, заботе друг о друге, взаимопомощи, яркие иллюстрации позволят лучше усвоить информацию, так как дети дошкольного возраста еще не обладают устойчивым вниманием, подвержены высокой утомляемости и быстрой смене интересов. Народный фольклор отличный материал для воспитания патриотических чувств детей, дружеского отношения к другим народам, традициям и обычаям.

Любая деятельность будет иметь результат, если она будет осуществляться на постоянной систематической основе. Так воспитание патриотизма и патриотических чувств не должно иметь разовый характер. И лишь в тесной взаимосвязи семьи и дошкольного образовательного учреждения можно достичь цели приобщения ребенка к национальным базовым ценностям.

Библиографический список1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования".

3. Лихачев Д.С. Земля родная. http://modernlib.ru/books/lihachev_dmitriy/zemlya_ rodnaya/read.

4. Е. Коротаева, С. Белоусова «К основам патриотического воспитания детей в детском саду», Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

4.
2023