Опыт использования в классах VII типа на уроках внеклассного чтения учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – мир…» показывает, что данный УМК помогает успешно реабилитироваться и социализироваться детям с незначительными отклонениями в психическом развитии в среде сверстников, обучающихся в нормативных классах, усвоить программу в полном объеме. Курс состоит из 12 учебных часов, имеет интегрированный характер и этико-правовую специфику. Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Основной компонент УМК – гуманистический: школьники усваивают такие понятия, как: гуманность, сострадание, уважение, личность, достоинство и т.д. Пособие отличается от учебника литературы тем, что имеет правовой компонент, то есть оно готовит учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах. Правовая информация вводится в щадящем режиме, дозированно. В основе формирования темы лежат наблюдения, что именно учащимся классов VII типа особенно необходима правовая информация об ответственности за содеянное, за последствия совершенного, о выборе средств для достижения цели, о ценности человеческой жизни, об уважении человеческого достоинства. Дети, в основном, из неблагополучных семей, нередко агрессивны, жестоки, не умеют контролировать свое поведение, эмоционально-волевую сферу, не думают о последствиях поступков. В их семьях чаще всего социальные нормы нарушены (подчас дети приобретают негативный социальный опыт поведения). Данный УМК – пропедевтический: дает учащимся лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права. От учеников не требуется глубокого знания правовых тонкостей и употребления сложных правовых терминов и понятий. Но роль данных занятий важна в современном процессе обучения, личностном развитии учащихся. УМК не только эмоционально готовит к осознанному восприятию норм МГП, которые помогут учащимся быстрее адаптироваться к положительной социальной среде. Ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Социальный опыт, правовые знания, приобретенные на уроках, возможно, научат его жить по данным нормам, жить в положительной эмоциональной среде, адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, объединены под общей проблемой в три основных раздела: «В пределах допустимого», «Какой ценой», «Каждый выбирает». Произведения представляют собой завершенные тексты или достаточно завершенные фрагменты текстов отечественных и зарубежных авторов. Ученики в течение курса должны были усвоить понятия исторического и правового характера: ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные ценности, гражданские объекты. Первый раздел – «В пределах допустимого» - включает в себя урок по новелле О. Генри «Обращение Джимми Валентайна» и урок по развитию речи. Гуманистический и правовой компоненты предполагают ознакомление со следующими нормами международного гуманитарного права: стремление к цели связано с выбором средств, используемых для ее достижения. Важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора. В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность. Литературоведческий компонент предполагает совершенствование навыков исследовательской работы, знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы. Итак, цель урока состоит в привлечении внимания учащихся к проблеме выбора определенных средств на пути достижения цели. В ходе обсуждения темы важно было подвести учеников к пониманию того, что сделать выбор – это значит не только «принять решение», но и «осознать ответственность за последствия сделанного выбора». Главный герой новеллы О.Генри стремится к достижению заветной цели: завоевать сердце Аннабель, жениться на любимой девушке, обрести счастье. Ради этой цели Джимми стал другим человеком. Любовь преобразила его, у него изменились жизненные приоритеты. Цель, ради которой герой осознанно изменил жизнь, близка: «через две недели он должен жениться». Но происходит непредвиденное. Герой оказывается в ситуации, когда необходимо сделать выбор: согласен ли он обрести счастье с Аннабель ценой гибели девочки? Допустимо ли добиться цели такой ценой? После аналитической работы по тексту, исследовательских заданий, их обсуждения, письменных заданий ученики подводят итоги. Они делают выводы, что герой О.Генри отдает себе отчет в том, что в результате сделанного им выбора он лишится того, что ему дорого. Потеря Аннабель, утрата уважения окружающих, лишение свободы – все это означает крушение всех его планов. Для достижения цели Валентайн должен был не вмешиваться в ситуацию, не обнаруживать своего прошлого. Но этот путь для него оказывается неприемлемым, так как в этом случае неизбежным последствием стала бы гибель девочки. На уроке развития речи идет обсуждение сложной гуманитарной и правовой проблемы: «В каком случае труднее принимать решение, определяя пределы допустимых средств? Когда необходимо помнить, какие способы достижения цели недопустимы? Почему? Ученики приходят к выводу: принятие решения, связанного с выбором способов достижения цели, в экстремальной ситуации представляет особую сложность. Завершает обсуждение проблемы письменная работа «Может ли цель оправдать средства ее достижения?». Второй раздел – «Какой ценой» – рассчитан на 8 учебных часов. Учащиеся должны ознакомиться с нормами международного гуманитарного права: тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели. Правовой компонент предполагает следующее: в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Литературный компонент включает ознакомление с художественными особенностями научно-фантастического рассказа, анализ системы образов. Во второй раздел включены тексты для чтения и обсуждения: рассказ Р.Шекли «Абсолютное оружие», рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» и другие произведения. Учащиеся должны усвоить значение следующих понятий: военный объект, гражданский объект, культура, культурные ценности ограничения, средство и цель. Материал по рассказу Р. Шекли «Абсолютное оружие» рассчитан на два учебных часа. На этих уроках продолжается разговор, начатый в первом разделе, о важности ограничения средств на пути достижения цели, о необходимости осознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора[5]. Обсуждение общей цели урока начинается с постановки проблемного вопроса: «Рассказ, который вы прочитали, называется «Абсолютное оружие». Как вы понимаете это словосочетание?» После выявления первичного восприятия следует аналитическая работа по тексту. Необходимо проследить, как постепенно проясняются цели участников экспедиции. Особое внимание акцентируется на том, какие способы достижения цели оказываются допустимыми для каждого из персонажей. Только один герой, Факсон, осознает опасность, исходящую от марсианского оружия. Для остальных участников экспедиции не существует проблемы выбора средств. Они готовы ради достижения цели принести в жертву все. Учащиеся приходят к пониманию причин гибели марсиан: на Марсе не было ограничения на средства ведения войны. Марсианская раса погибла от абсолютного оружия, которое создала сама. Выясняя, в чем отличие абсолютного оружия от других типов, учащиеся делают вывод: защиты от абсолютного оружия нет, оно наделено сознанием. И в марсианской войне никто не мог победить, используя такое «чудовище», так как оно никому не подчиняется, никто им не может управлять. На уроке развития речи продолжается обсуждение вопроса о необходимости ограничения средств в ходе военного силового конфликта [5]. Во время беседы учащиеся приходят к пониманию того, как важно соблюдать определенные правила, так как эти правила были направлены на уменьшение разрушительных последствий конфликта. Это отражено в нормах международного гуманитарного права, с которыми учащиеся знакомятся в рубрике «Знаешь ли ты…». Также проводится лексическая работа по разъяснению значения слова «ограничение».Итоговая творческая работа представляет собой письменный развернутый ответ на вопрос: «Что, по-вашему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели? Можно ли этот рассказ назвать рассказом - предостережением для землян?». Материал по рассказу Р. Брэдбери «Улыбка» также рассчитан на 2 учебных часа. Цель уроков состоит в обсуждении с учениками всеобщей значимости культурных ценностей, необходимости их сохранения. После выяснения первоначального восприятия формулируется проблемный вопрос: «Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Что отличает его от других персонажей?». В ходе аналитической работы по тексту уточняется значение слов «цивилизация», «культура», «культурные ценности» [1]. Герои рассказа ненавидят все, что связано с цивилизацией. Они уничтожают все, что может привести к возвращению прежней цивилизации: завод, типографию, книги, живопись. Акт разрушения материальных, духовных и культурных ценностей стал для них, людей будущего, «праздником». Мальчик Том, один из толпы, пришедшей уничтожить картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», оказался «человеком с душой». Он испытывает потрясение, увидев картину, и прячет с риском для жизни обрывок холста с улыбкой Моны Лизы. И можно предположить, что душа Тома испытала такое благое потрясение, что он не будет принимать участие в подобных «праздниках». На уроке развития речи продолжается беседа о необходимости защищать культурные ценности в ситуации вооруженного конфликта, ограничения методов войны, во время которых культурные памятники не должны подвергаться нападению. Уточняется значение слова «культура». Учащиеся должны продолжить фразу: «Культурные ценности - это …». Затем их определения сопоставляются со словарным, которое заранее было подготовлено на закрытой части доски: «Культурные ценности – исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное или духовное наследие народов»[1]. Приводятся примеры известных учащимся культурных ценностей. Затем школьники подбирают слова, которые точно определяли бы действия толпы из рассказа «Улыбка»: «вандализм», «варварство». Уточняются значения слов «вандал», «варвар», «варварство», «вандализм». Ученики в ходе беседы осознают необходимость различать военные объекты, гражданские объекты, которые не служат непосредственным военным целям. Из рубрики «Знаешь ли ты …» учащиеся узнают о нормах международного гуманитарного права, которые обязывают воюющие стороны охранять культурные ценности, предотвращать их разрушение, не допускать актов вандализма [1]. В заключение предлагается выполнить итоговую работу: дать письменный развернутый ответ на вопрос. Третий раздел – «Каждый выбирает» – рассчитан также на два учебных часа. Цель уроков по рассказу Ф.Искандера «Возмездие» – привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения. После уточнения значения слова «возмездие», ставшего названием рассказа, аналитическая работа по тексту начинается с постановки проблемного вопроса: «Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?». В ходе обсуждения важно подвести учащихся к уяснению того, что возмездие для мальчика было не самоцелью, а средством. Выполняя исследовательское задание, они понимают, что в отличие от Чика, который в начале рассказа хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе «хозяин». Работа в группах помогает учащимся найти ответ на вопрос: «Почему меняется отношение Чика к Моте и Керопчику?». Важным моментом урока можно считать тот, когда учащиеся поймут: у Чика изменился взгляд на возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним. Возмездие показалось Чику несоразмерным обиде, нанесенной Керопчиком. На уроке развития речи подводятся итоги обсуждения проблемы, сформулированной на предыдущем уроке. Текст рубрики «Знаешь ли ты…» знакомит учащихся со следующими нормами международного гуманитарного права: воюющие стороны обязаны выбирать те средства ведения военных действий, применение которых соразмерно цели военной операции, требованиям военной необходимости. Принцип соразмерности предполагает ограничение методов, средств ведения войны, гуманное отношение к противнику, различение между гражданским населением и вооруженными силами. Не случайно курс для 8 класса «Вокруг тебя - мир…» завершается рассказом Ф.Искандера «Возмездие». В рассказе затронуты основные темы всего курса. При подведении итогов работы по книге «Вокруг тебя - мир…» (материал рассчитан на 1 час) проводится самостоятельная работа в течение 20 минут: «Выделите основные темы, затронутые в рассказе Ф.Искандера «Возмездие», и постарайтесь аргументированно объяснить, почему именно этим произведением завершается курс «Вокруг тебя – мир…». В завершение курса учитель объясняет ученикам, что в старших классах – на уроках по обществознанию и основам безопасности жизнедеятельности – они продолжат знакомство с нормами международного гуманитарного права. Цикл уроков, проведенных по УМК «Вокруг тебя – мир …» в 8 классе, показывает, насколько полезно и целесообразно проведение таких уроков в рамках школьной программы. Благодаря УМК «Вокруг тебя мир» ученики углубляют свои знания о таких понятиях, как: - гуманность, гуманный, сострадание; - правила, норма, ограничение, ответственность; - цель, средства, выбор; - уважение, личность, достоинство; - конфликт, последствия, жертва, страдания, защита, культурные ценности, цивилизация, возмездие [1]. Данный УМК дополняет учебники основного курса литературы. Например, совершенствуются навыки исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературных произведений, навыки анализа системы образов. Школьники знакомятся с художественными особенностями жанра новеллы, научно-фантастического рассказа. Уроки развития речи включают элементы словарной работы, сочинение по личным наблюдениям, проверочные работы по уточнению формулировок, задания на основе речевых ситуаций, выявления взаимосвязи между понятиями, проблемами, речевую деятельность в процессе диалогического общения; индивидуально-творческие задания. УМК решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Каждый урок включает общие и частные цели. Общие цели способствуют литературному образованию (формирование читательского вкуса, умение анализировать и оценивать художественные произведения, развивает творчество, потенциал учащихся, их речь). Методика курса имеет развивающий характер.
Библиографический список
1. Большой толковый словарь русского языка / СПб.,2000. 2. «Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика / МККК, Российское общество КК, 2002. – Москва. 3. «Вокруг тебя – Мир…». Методические рекомендации для учителя / МККК, Российское общество КК, 2002. – Москва. 4. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним / М.,1994. 5. Литературный энциклопедический словарь / – М.,2001.