Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Барковская Л. И., Подус М. Р. Взаимодействие с семьями воспитанников иммигрантов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf

После распада СССР Дагестан остался в составе Российской Федерации. Азербайджан стал независимой республикой.
В текущем учебном году в группу поступили дети из Дагестана и Азербайджана. Особенности менталитета и традиции мусульманского воспитания делают образовательный процесс для нас проблемным.
Родители, они же законные представители ребёнка, считаются потребителями образовательных услуг и обязаны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Полноценность взаимодействия страдает от плохого знания русского языка или отсутствия владения им.
Трудности возникают уже на начальном этапе. Нелегко знакомиться с родителями плохо владеющими русским языком.
В нашем подразделении при поступлении ребёнка идёт ознакомление родителей с сотрудниками группы, режимом и формой функционирования. Информационные стенды, папки, заявления, социальные паспорта, всё то, что заполняют мамы и папы требуют понимания и владения письменной речью, хотя бы на базовом уровне. А у родителей навыки письменной речи освоены ниже, чем устной. Устная речь и понимание у женщин развиты хуже, чем у мужчин. Как следствие, сбор информацию затягивается. Заполнение анкет бывает невозможным. Страдает объективность и целостность картины о семье и воспитаннике.
На данном этапе мы столкнулись со следующими трудностями:
Ÿ  нежелание родителями вступать в контакт,
Ÿ  скрытие информации,
Ÿ  неадекватное восприятие возможностей собственного ребёнка или наоборот завышенные требования, как к ребёнку, так и к работе педагогов.
В последние три-четыре года мы стали наблюдать случаи контрастного различия мнений мамы и папы об актуальном уровне развития их малыша.
Мы познакомились с семьёй ребёнка, где мама не владеет русским языком. У папы уровень владения устной русской речью значительно выше, чем письменной. В данном случае монолингвизм обеих сторон образовательного процесса является объективным препятствием для сбора полноценной информации о семье.
Привязанность ребёнка к матери влечёт трудности в формировании лексики русского языка у воспитанника. В дошкольном возрасте для малыша важнее мама, её речь. Требования же образовательного процесса вторичны, что объективно и существенно замедляют темп обучения.
В связи с этим, мы считаем, что применение системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS является уместной и эффективной, так как названия предметов на карточках записано на двух языках сразу. Что позволяет активно вовлекать в работу по изучению русского разговорного языка и мамочку, и ребёнка.
Обязательным условием является то, что русский язык используется в верхней части коммуникативной карточки. Другой язык, соответственно, в нижней части.
Нами был создан, апробирован и скорректирован пошаговый план действий. Затем с планом подробно, со всеми разъяснениями ознакомлены родители.
Для того, чтобы занятия дома проходили эффективно в плане обучения, мы рекомендовали родителям очень тщательно подходить к выбору мотивационных стимулов.
Обратили их внимание на риск провоцирования нежелательной поведенческой реакции при использовании слишком ценных подкреплений, например, телефоном или планшетом, во время работы над простыми инструкциями. Сильные мотивационные стимулы рекомендовали использовать только после того, как ребёнок научится отдавать высокомотивационные предметы без проявления нежелательного поведения, либо за выполнение сложных инструкций.
Мы также предложили родителям активно работать над расширением мотивационной сферы ребёнка. Для подготовки и пополнения набора игрушек или высокомотивационных предметов рекомендовали ходить с ребёнком в различные магазины игрушек и товаров для детей, чтобы отследить, из какой примерно области его интересуют игрушки. Родителям следует еженедельно приобретать новые игрушки для ребёнка либо выдумывать новую мотивационную деятельность, чтобы сохранять возможность сильного подкрепления целевых реакций.
Для повышения мотивационной ценности новых предметов мы рекомендовали последовательно удалять из среды уже известные высокомотивационные предметы, постепенно обедняя её и создавая условия для депривации. По данной процедуре советуем родителям вести сбор данных в произвольной форме для отслеживания изменений.
Так с помощью коммуникативных карточек PECS формируется базовый набор лексики, позволяющий ускорить процесс обучения русской разговорной речи, что соответствует основному запросу родителей, и сделает для них образовательный процесс конкретным, понятным и эффективным.
Кропотливая совместная работа педагогов и родителей способствует зарождению тесных партнёрских отношений, работает на благо ребёнка и во имя семьи.

Рисунок 1











Таблица 1.

Памятка для родителей. Пошаговый план действий.
Цель:
Осуществлять бытовую просьбу с помощью системы альтернативной коммуникации PECS.
Критерий достижения цели:
Самостоятельно обменивать карточку на желаемый предмет (не менее 50 раз в день).
Метод обучения:
PECS.
Материалы:
Привлекательные для ребёнка предметы быта, игрушки или виды активности, карточки и альбом PECS.
Инструкции:
Инструкции нет. Необходимо воздержаться от словесных инструкций и подсказок!
Целевая реакция:
Ребёнок обменивает карточки на желаемый предмет.
Последствие для верной реакции:
Незамедлительно предоставить желаемый предмет, чётко произнося его название вслух.
Последствие для неверной реакции:
Предмет или действие не предоставляется. родители ждут новой инициативы ребёнка, если нужно, оказывают помощь.
Процедура обучения:
Родители будут создавать ситуации, побуждающие ребёнка просить желаемое. Они ограничат свободный доступ ребёнка к выбранным усилителям и будут предоставлять их только после того, как ребёнок попросит. Желаемый предмет должен присутствовать в поле зрения ребёнка. Родители будут обменивать карточку на тот предмет, который хочет ребёнок.
Обобщение:
Переход к следующему этапу обучения.
Система сбора и учёта данных:
Запись данных об обмене карточки в течение дня, обстоятельств обмена, видах и уровнях подсказок.

Таблица 2.

Мотивационный профиль ребёнка.
Пищевые стимулы
Сок, печенье, конфеты.
Игрушки, предметы
Музыкальные и светящиеся игрушки, пружинка.
Действия, занятия
Конструктор, мытьё игрушек.
Физическая активность
Велотренажёр
Похвала, благодарность
Не имеют усиливающего значения.
Особые интересы
-
2022