Библиографическое описание:
Николаева О.Н. Формирование самостоятельной учебно-исследовательской деятельности детей начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Учебно-исследовательская деятельность детей начальных классов является с некоторой стороны творческой деятельностью, которая нацелена на изучение окружающего мира и получение новых знаний. Помимо этого, учебно-исследовательская деятельность способна создать условия, которые необходимы для более эффективного развития интеллектуального и творческого потенциала. Также, это средство, которое помогает школьникам сформировать интерес к изучаемым предметам.
Учебно-исследовательская деятельность учеников начальной школы является видом научно-исследовательской деятельности, а также имеет с ней черты сходства – это этапы и методы исследования, субъективность полученного знания, использование методов на доступном уровне, участие взрослого в исследовательской работе, направленность на личностное развитие ученика.
Научно-исследовательская деятельность сейчас в обучении очень популярна, она помогает развитию личности, создает мотивацию для получения новых знаний. С помощью этого метода формируется и особый вид учебной деятельности, в основе которой лежит исследовательский подход.
Для того, чтобы научно-исследовательская деятельность имела успех, необходимо иметь некоторые исследовательские способности - это умение видеть проблемы и вырабатывать гипотезы, также наблюдать и проводить эксперименты, давать определения понятиям.
Так, например, Семёнова Н.А. отмечает пять групп исследовательских умений учеников начальных классов:
1) поисковые умения – умение увидеть проблему и поставить цель исследования, поиск и обработка информации и др.;
2) информационные умения – умения находить источники информации, работать с текстом, выделять главное в воспринимаемом тексте и др.;
3) организационные умения – умение организовать свое рабочее место, планировать работу и др.;
4) умения представить результат своей работы – умения использовать различные формы представления результатов, задавать вопросы и отвечать на них и др.;
5) оценочные умения – умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки и др.
Отметим обобщенные критерии оценивания сформированности исследовательских умений: практическая готовность, мотивированность, креативность, самостоятельность.
Перед учителем помимо задачи вовлечь учащихся начальных классов в учебно-исследовательскую деятельность, еще появляется и проблема ее организовать. Следовательно, чтобы решить данную проблему, необходимо найти приемы, где учащиеся смогли бы пополнить, а также показать исследовательский опыт. Учебно-исследовательская деятельность организовывается на основе индивидуализации и дифференциации, стало довольно популярно использовать формы групповых работ – это ученики в группе с разным уровнем исследовательского опыта или с равным исследовательским опытом.
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальных классах предполагает:
⮚ систематическое изучение педагогами исследовательского опыта учащихся;
⮚ создание учебных ситуаций, при решении которых ученики получают как знаниями, так и новые способы решения проблем;
⮚ составить учебно-исследовательские заданий так, чтобы они были направлены на обогащение коллективного и индивидуального исследовательского опыта.
Крайне важный фактор – учитель должен выступать в роли научного руководителя для учащихся начальных классов, стать сотоварищем и оказать помощь в обретении уверенности, а его серьезный подход к делу будет являться примером для школьников. Педагог в процессе деятельности не должен выполнять работу за ученика, он может только путем консультации помогать анализировать материал, и давать подсказки какими путями можно воспользоваться при анализе.
Такие характеристики, как инициативность, самостоятельность и творческое решение проблем учащимся будут иметь продуктивный характер. Интерес учащегося – вот стержень исследования и, соответственно, результат работы ученика на прямую зависит от его интереса к ней.
В итоге можно сказать, что в учебно-исследовательской деятельности учеников начальных классов успехи основываются на целостности педагогических и ученических усилий. Эти факторы имеют общую задачу, которая заключается в том, чтобы создать широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности и формирования интегративных качеств исследователя у детей начальных классов.
Список литературы
1. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения / Л.П. Виноградова. – М.: Комсомольск-на-Амуре, 2004. – 21 с.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Ереван, 1981. – 256 с.
3. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – №2. – С. 45-49.
4. Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе / Н.А. Семенова // Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов, 2002. – №10. – С. 59-62.
5. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011. – 198 с.
Николаева О.Н. Формирование самостоятельной учебно-исследовательской деятельности детей начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Учебно-исследовательская деятельность детей начальных классов является с некоторой стороны творческой деятельностью, которая нацелена на изучение окружающего мира и получение новых знаний. Помимо этого, учебно-исследовательская деятельность способна создать условия, которые необходимы для более эффективного развития интеллектуального и творческого потенциала. Также, это средство, которое помогает школьникам сформировать интерес к изучаемым предметам.
Учебно-исследовательская деятельность учеников начальной школы является видом научно-исследовательской деятельности, а также имеет с ней черты сходства – это этапы и методы исследования, субъективность полученного знания, использование методов на доступном уровне, участие взрослого в исследовательской работе, направленность на личностное развитие ученика.
Научно-исследовательская деятельность сейчас в обучении очень популярна, она помогает развитию личности, создает мотивацию для получения новых знаний. С помощью этого метода формируется и особый вид учебной деятельности, в основе которой лежит исследовательский подход.
Для того, чтобы научно-исследовательская деятельность имела успех, необходимо иметь некоторые исследовательские способности - это умение видеть проблемы и вырабатывать гипотезы, также наблюдать и проводить эксперименты, давать определения понятиям.
Так, например, Семёнова Н.А. отмечает пять групп исследовательских умений учеников начальных классов:
1) поисковые умения – умение увидеть проблему и поставить цель исследования, поиск и обработка информации и др.;
2) информационные умения – умения находить источники информации, работать с текстом, выделять главное в воспринимаемом тексте и др.;
3) организационные умения – умение организовать свое рабочее место, планировать работу и др.;
4) умения представить результат своей работы – умения использовать различные формы представления результатов, задавать вопросы и отвечать на них и др.;
5) оценочные умения – умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки и др.
Отметим обобщенные критерии оценивания сформированности исследовательских умений: практическая готовность, мотивированность, креативность, самостоятельность.
Перед учителем помимо задачи вовлечь учащихся начальных классов в учебно-исследовательскую деятельность, еще появляется и проблема ее организовать. Следовательно, чтобы решить данную проблему, необходимо найти приемы, где учащиеся смогли бы пополнить, а также показать исследовательский опыт. Учебно-исследовательская деятельность организовывается на основе индивидуализации и дифференциации, стало довольно популярно использовать формы групповых работ – это ученики в группе с разным уровнем исследовательского опыта или с равным исследовательским опытом.
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальных классах предполагает:
⮚ систематическое изучение педагогами исследовательского опыта учащихся;
⮚ создание учебных ситуаций, при решении которых ученики получают как знаниями, так и новые способы решения проблем;
⮚ составить учебно-исследовательские заданий так, чтобы они были направлены на обогащение коллективного и индивидуального исследовательского опыта.
Крайне важный фактор – учитель должен выступать в роли научного руководителя для учащихся начальных классов, стать сотоварищем и оказать помощь в обретении уверенности, а его серьезный подход к делу будет являться примером для школьников. Педагог в процессе деятельности не должен выполнять работу за ученика, он может только путем консультации помогать анализировать материал, и давать подсказки какими путями можно воспользоваться при анализе.
Такие характеристики, как инициативность, самостоятельность и творческое решение проблем учащимся будут иметь продуктивный характер. Интерес учащегося – вот стержень исследования и, соответственно, результат работы ученика на прямую зависит от его интереса к ней.
В итоге можно сказать, что в учебно-исследовательской деятельности учеников начальных классов успехи основываются на целостности педагогических и ученических усилий. Эти факторы имеют общую задачу, которая заключается в том, чтобы создать широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности и формирования интегративных качеств исследователя у детей начальных классов.
Список литературы
1. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения / Л.П. Виноградова. – М.: Комсомольск-на-Амуре, 2004. – 21 с.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Ереван, 1981. – 256 с.
3. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – №2. – С. 45-49.
4. Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе / Н.А. Семенова // Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов, 2002. – №10. – С. 59-62.
5. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011. – 198 с.