НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горшенина А. А. Активные методы в обучении дошкольников английскому языку

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В наш современный век в связи с укреплением международных связей и потребностью в специалистах, знающих иностранные языки, поднялась заинтересованность к обучению детей дошкольного возраста английскому языку.
Вопросы раннего обучения иностранным языкам рассматривали уже в XIX веке в педагогических изданиях. Данную проблему обсуждали на страницах русских журналов, педагогической, психологической, методической литературе такие выдающиеся деятели как Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова.
Идея раннего обучения детей иностранным языкам всегда рассматривалась и положительно, и отрицательно. Считалось, что дошкольники психологически не готовы к пониманию иноязычной речи.
Последние исследования ведущих европейских университетов показали, что у детей, изучающих иностранные языки в самом младшем возрасте, лучше развиты когнитивные способности: они раньше начинают читать, быстрее усваивают все разделы грамматики языка.
Научно-экспериментальное исследование подтвердило рациональность и результативность обучения иностранным языкам с четырех лет. Оно способствует формированию многогранного индивидуума, совершенствует языковые навыки детей и делает возможным дальнейшее более прочное усвоение иностранных языков.
Дошкольники с трепетом и восторгом посещают первые занятия по английскому языку. Это вызвано либо любопытством, либо родительским настроем на изучение иностранного языка.
Но после посещения нескольких занятий некоторые дети утрачивают интерес к изучению языка. Потому что только взрослому человеку понятна важность владения, например, английским языком. А ребенку занимательно только то, что он хочет знать.
Здесь и возникает противоречие между желанием дошкольника и необходимостью обогащения его мира новыми знаниями. Как же сделать так, чтобы ребенок не потерял свою заинтересованность в обучении другому языку? Этот вопрос стоит на первом месте и для педагога, который преподает иностранный язык.
На наш взгляд, ответ кроется в активных методах обучения предмета, в данном случае английского языка.
Одним из вариантов решения проблемы является использование лингвострановедческого материала при обучении детей английскому языку. Ведь познать чужой язык невозможно, не знакомясь с историей стран и народов, их культурой и традициями.
Педагогу английского языка необходимо создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать и применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы проявить учащемуся свою активность, свое творчество.
Нам бы хотелось поделиться формами и методами обучения английскому языку, которые позволяют поддерживать в детях неуемный интерес в изучении иностранному языку.
Так как игра является основным ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то мы стараемся чаще применять данную форму организации и метод проведения занятий на своих уроках. На данных занятиях дошкольники накапливают определенный запас английской лексики, заучивают короткие стихи, песенки, считалки, получают достаточный объем страноведческого материала.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для эффективного усвоения языковых умений и речевых навыков. Игровая деятельность способствует обеспечению мотивации запоминания элементарных высказываний.
Использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования таких компонентов учебной деятельности как умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свою работу на занятии и работу других детей.
На своих занятиях по английскому мы проводим большое количество игр, чтобы мотивировать детей к изучению языка и закрепить полученные знания. Например, для лучшего запоминания лексических единиц мы играем в «Pass the ball» («Передай мяч»). Эту игру можно применить к той или иной теме. Вместо мяча можно использовать мягкую игрушку, так детям становится даже интересней. Условия данной игры: педагог передает мячик (или игрушку), задает вопрос или называет цифру, слово, а ребенок, которому передали предмет, должен ответить на вопрос, либо продолжить словесный ряд. Или, например, игра «Pazzles» («Пазлы»). Целью последней является закрепление лексических единиц, активизация командной работы. Ход игры: мозаика, пазлы, разборные картинки, которые надо складывать совместно по два человека. Можно выбрать любую тему занятия. Например, «Animals» («Животные»). Для дошкольного возраста берем упрощенный вариант игры: дети находят части животного, правильно их складывают и называют того, кто получился.
Таких игр существует огромное множество. Их можно придумывать самим, дополнять существующие, находить в методической литературе, либо в интернете.
Следующий активный метод обучения, который мы используем на своих занятиях – это развитие творческих способностей ребенка.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога - направить все усилия на активизацию познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей. Так как мы работаем с дошкольниками, то выбираем для занятий наиболее легкие творческие задания, чтобы дети могли сделать их самостоятельно. Например, на занятиях по закреплению пройденного мы часто лепим пластилином. Опять-таки можно лепить на любые темы: «Animals» («Животные»), «House» («Дом»), «Food» («Еда») и т.д. Во время такого занятия обучающиеся с удовольствием выполняют задания. Дети стараются, заинтересованы и лучше запоминают лексические единицы.
Таких творческих заданий очень много: раскраски, изготовление предметов из цветной бумаги, аппликации, поделки из различных материалов и т.д.
Развитие творческих способностей учащихся повышает качество знаний по предметам. Творческие задания, на наш взгляд, мотивируют детей на изучение иностранного языка, прививают интерес к данному процессу.
Изучение иностранного языка – это творческое, увлекательное занятие, которое развивает мировоззрение, позволяет усовершенствовать логическое мышление, умение выражать свои мысли кратко и четко.
Как писал советский педагог, писатель, создатель народной педагогики В.А. Сухомлинский: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».
Еще один активный метод, используемый нами на занятиях, – это информационно-коммуникационные технологии. Вопрос о применении новых информационных технологий в системе образования очень актуален. Основной задачей педагога на занятиях по английскому языку является развитие познавательных интересов и способностей дошкольников, обучение их элементарным коммуникативным навыкам. Применение ИКТ в преподавании иностранного языка развивает самомотивацию, когда ребенок имеет стимул в получении знаний, и мотивацию дошкольника в понимании изучаемого языка. Это приводит к удовлетворению, вере в свои силы и желанию к дальнейшему совершенствованию.
Самые актуальные информационные и коммуникационные технологии это: аудио-, видеопроигрыватели, мультимедийные средства.
Детям гораздо интереснее слушать или смотреть познавательный мультфильм, сказку, рассказ, а не обучающую программу. Дошкольники очень быстро усваивают значение слов иностранного языка и начинают говорить сами. Детское подсознание необычайно восприимчиво, и даже если не видно ярко выраженного результата сейчас, то по прошествии какого-то времени (полугода, года или чуть больше) можно столкнуться с необычайно развитыми лингвистическими способностями ребенка.
Наиболее часто на своих занятиях мы используем следующие информационные и коммуникационные технологии: компьютер и планшет. С помощью последних мы учим слова, повторяя за диктором, смотрим мультфильмы, яркие презентации в Power Point, выполняем задания. Затем мы с дошкольниками стараемся воспроизвести клипы с детскими песнями, сказками на английском языке, увиденными на экране, и записываем свои видеоролики. После занятий обучающиеся с родителями с удовольствием просматривают видеозаписи, сделанные на уроке по английскому языку.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение активных методов обучения на занятиях по английскому языку делает их увлекательными, динамичными и эффективными. Раннее изучение английского языка способствует более свободному практическому владению иностранным языком и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Овладение любым иностранным языком полезно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков.

Библиографический список

1.       Шабельникова Е.Ю. Английский язык. Обучение детей 5-6 лет. Изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель. 127 с.
2.       Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1979.
3.       Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. № 1. 1990. С. 38–42.
2021