Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf
Общение - важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение — это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения. Две главные фигуры в образовательном учреждении - педагог и ребенок. Их общение на занятии становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности ребенка {1}.
Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс. Сегодня парадигма сотрудничества приняла новый облик «человек-человек». А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. Представим себе тот педагогический процесс, в котором мы ежедневно участвуем. Каких только компонентов он в себе не содержит. Привычно среди этого многообразия выделять три основных компонента:
содержательный;
методический;
социально-психологический, точнее - компонент общения.
Он-то как раз особенно важен. Ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы, самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;
личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность {2}.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с ребенком один на один, то общение личностно ориентировано. Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач - и плохой дисциплины на занятиях, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов. Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к педагогу учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает. В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» первичны, и, тем не менее, это обстоятельство не всегда осознается даже опытными педагогами. Начинающие же педагоги очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций - он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащегося. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Так как же мы общаемся с детьми? Условно можно выделить несколько стилей общения.
1.Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль - общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Таким стилем общения владели выдающиеся педагоги В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога.
2.Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества педагога и ребёнка. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к педагогу.
3. Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое педагог создает между собой и учащимися. При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.
4.Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет, недолговечная любовь {3}.
Педагогическое общение - это особый вид творчества, ведь каждый самое обычное занятие - это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на занятие ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях - разные.
В этом и заключен творческий подход к общению. Он проявляется:
в умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;
в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;
в умении организовать взаимоотношения с детьми;
в умении через общение воспитывать детей;
в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;
в поиске новых путей работы.
Дети разные, они просто не могут быть одинаковыми по природе своей, у них разные способности и разные наклонности. Они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, по-разному устают и отдыхают, они привыкли к определенному отношению к себе. Это и должно учитываться в образовательном учреждении. На это и должен быть направлен авторитет педагога.
Библиографический список
1.Бодалев А. А. Личность и общение. Москва 2003, с. 24–28 2.2.Белух ин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва,1996, с.11 3.
3.Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. Москва, 2002, с.45–49.