НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Богданова Г.А. Музыкально-пластическая деятельность, как элемент активного слушания музыки на музыкальных занятиях в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Одним из ключевых видов музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является слушание музыки. В его процессе происходит накопление музыкального опыта, что в последующем формирует музыкальный вкус, культуру, ценностно-смысловое отношение ребенка к произведениям музыкального искусства.
Наблюдая за детьми на музыкальных занятиях, можно заметить, что эмоциональный отклик воспитанников на музыку очень ограничен. Это во многом связано с ограниченным словарным запасом, плохой развитостью речи и мышления, неусидчивостью. Но, в противовес этому, двигательная реакция на ту или иную музыку отличается полнотой и глубиной восприятия. Данный факт заставил меня задуматься о включении в музыкальные занятия музыкально-пластической деятельности, как элемента активного слушания музыки. На мой взгляд, это поможет лучше понять и прочувствовать музыку, а пластичные подражания тому или иному музыкальному образу поспособствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыкальных произведений, осознанию их характера. Что же такое музыкально-пластическая деятельность?
Музыкально-пластическая деятельностьэто художественная деятельность, объединяющая в единое целое музыкальное искусство и искусство движения, посредством исполнения пластических этюдов.
Пластический этюд - это средство изучения и исследования; передачи внутреннего мира ребёнка с помощью гармоничной соразмерности жестов, движений, музыки.
Идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека еще на рубеже XIX-XX веков высказывал швейцарский педагог и музыкант Жак-Далькроз Эмиль. «Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телесного, пластического отклика на все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у учащихся чувство гармонии и обогащения. Приобщение к музыке посредством ее телесного переживания и двигательного претворения по-новому организует и само музыкальное восприятие: ученик умеет «слышать музыку»: он свободно ориентируется в форме музыкального произведения, ее динамическом развитии, а параллельно этому развивается его способность к музыкальной импровизации». Эти идеи имеют актуальность и в системе современного образования, когда с внедрением ФГОС на первое место выходит поддержка инициативы ребенка, его творческая свобода и возможность самовыражения.
Таким образом, музыкально-пластическая деятельность будет способствовать восприятию классической музыки через телесное, мышечно-двигательное переживание, а не через устаревшие формы пассивного слушания и словесных описаний педагога.
Организацию активного слушания на музыкальных занятиях стоит начинать с подбора музыкального материала, соответствующего возрасту и особенностям развития дошкольников, а также входящего в программу музыкального воспитания дошкольного образовательного учреждения. Под готовый материал подбираются танцевальные элементы, жесты и мимика, которые помогут передать музыкальный образ. Так называемый пластический этюд, который условно состоит из двух составляющих: первая – это передача образа ребенком с помощью подражания педагогу или действуя в соответствии с его словесными указаниями. Вторая составляющая – передача образа через творческий замысел самого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями. Хочется отметить, что этюды могут сопровождаться дыхательной гимнастикой, артикуляционными упражнениями и звукоподражанием.
Реализация методики «музыкально-пластической» деятельности поможет музыкальному руководителю одновременно решить не только задачи музыкального воспитания, но и поспособствует физическому совершенствованию воспитанников, оздоровлению организма путем формирования правильной осанки, походки и пластичности тела, а также выражению внутренних чувств и переживаний. Также, хочется отметить, возможность и важность использования данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологически замкнутыми детьми. Ведь у детей есть возможность выполнять доступные им движения, только те, что могут по состоянию здоровья и чувствовать себя успешными.
Высока и практическая значимость описываемой методики. Исполнение пластических этюдов можно использовать на различных мероприятиях: музыкально-литературные гостиные, образовательные терренкуры, тематические праздники и развлечения, а также в повседневной образовательной деятельности: музыкальные занятия, физкультурные занятия, динамические паузы, утренняя гимнастика.

Библиографический список

1.       Вашкевич Н.Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Тверь, 2010. – 32 с.
2.       Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
2019