Библиографическое описание: Шолохова Е.А. Единый методический день в колледже // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства преподавателей. Её основополагающей целью является совершенствование профессиональных знаний и умений преподавателя, развитие его творческого потенциала, интереса к научной деятельности. Через методическую работу происходит внедрение изменений в содержание образования, овладение инновациями, прогрессивными педагогическими технологиями. Важнейшим аспектом грамотно выстроенной методической работы является оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Методическая работа представляет собой как индивидуальную, так и коллективную деятельность в рамках обсуждений, посещений курсов, семинаров, обсуждений в проблемных группах, исследовательской работе. Каждая из форм методической работы оказывает свое влияние на достижение поставленных целей, запланированного результата.
Единый методический день в колледже должен стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.
Цель:
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
Проведение единого методического дня в колледже осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, собственно методический, аналитико-заключительный.
1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения единого методического дня в школе. Для проведения методического дня в колледже по указанной теме использовались следующие ресурсы:
- формы и методы – анкетирование учащихся, подготовка открытых мероприятий преподавателями-предметниками, администрацией колледжа, использование маршрутных листов во время методического дня;
- материальные – затрачены средства на приобретение бумаги, заправочных чернил для оргтехники и множительной техники.
2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного единого методического дня, согласно разработанному сценарию.
3. Аналитико-заключительный этап проводиться в завершении открытых мероприятий, а также после всего методического дня и на методическом совете школы подводятся итоги дня, дается полный анализ всех мероприятий.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний– всеэти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога. Творчески работающие педагоги, постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.
Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.
Технология обучения – новое (с 50-х годов) направление в педагогическойнауке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качествереального образовательного процесса.
На схеме представлены еще несколько подходов к определению понятия педагогическая технология.
Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально-модульный.
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
В программе развития школы большое внимание уделяется внедрению и усовершенствованию следующих образовательных технологий:
- модульная технология;
- технология проектного обучения;
- технология внутриклассной дифференциации;
- технология проблемного обучения;
- технология дидактической игры.
Таким образом, анализ результатов по проведению единого методического дня в колледже показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы. Единый методический день дает возможность педагогам школы к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом.
Библиографический список
1. Галкина, Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча / Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Изд. 2-е, доп. И пер. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 448 с. (Административное управление образованием).
2. Кульневич, С.В., Гончарова, В.И., Мигаль, Е.А. Управление современной школой. Выпуск III. Муниципальные методические службы: Практич. пособие для руководителей и методистов методических центров (кабинетов), школьных методистов, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”. 2005. 224 с.
3. Беляева, В.А., Петренко, А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации. М.: АРКТИ. 2015. 160 с.