НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сарваева В.А., Семикопенко Е.В., Поветкина О.Г., Абдурахманова З.А. Методика развития гибкости с помощью специального комплекса упражнений у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Сарваева В.А., Семикопенко Е.В., Поветкина О.Г., Абдурахманова З.А. Методика развития гибкости с помощью специального комплекса упражнений у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Воспитание здорового и физически развитого подрастающего поколения во все времена являлось и является важнейшей педагогической задачей. На современном этапе, когда, в связи с появлением у детей разнообразных гаджетов, их физическая активность значительно снижается, эта задача становится особенно актуальной. Модернизация современной системы образования в нашей стране ставит своей целью повышение качества образования, его доступности, поддержку и дальнейшее развитие способностей каждого ребенка, сохранения его здоровье.

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к физическому развитию дошкольников, частью которого является развитие гибкости.

Все упражнения, способствующие развитию гибкости, считаются важнейшими средствами общего оздоровления организма, выработки правильной осанки, гармоничного физического развития. Тем не менее, встречаются люди, в том числе напрямую имеющие профессиональное отношение к физической культуре и спорту, недооценивающие значение совершенствования гибкости. Воспитание гибкости способствует общему развитию двигательных качеств и физического состояния ребенка дошкольного возраста несмотря на то, что ограничено возрастными рамками. Следовательно, можно утверждать, что развитие гибкости у детей является одной из актуальных проблем физической культуры.

Развитие гибкости детей дошкольного возраста является одним из наиболее эффективных методов общего оздоровления организма, который способствует гармоничному физическому развитию. Тренировка гибкости у дошкольников также способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Хорошая гибкость может дать ребенку отличную возможность не только существенно повысить двигательные возможности, но и повысить результаты во многих видах спорта. Дети с высоким уровнем гибкости отличаются красивой и легкой походкой, хорошей осанкой, которые достигаются за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным для развития гибкости, так как этому способствуют анатомо-физиологические особенности организма дошкольника, а также его психологические особенности. Если в период дошкольного детства не уделять должного внимания развитию гибкости, то уровень физической подготовки даже одаренных от природы детей может заметно снизиться.

В этой связи актуальными становятся вопросы развития у детей старшего дошкольного возраста гибкости как показателя морфофункционального свойства организма человека, который обусловлен состоянием центральной нервной системы. Необходимо отметить, что внедрение комплекса специальных упражнений при развитии гибкости способствует выполнению упражнений с большой амплитудой, которое определяется способностью ребенка достичь определенного положения.

Таким образом, вопрос развития гибкости становится необходимым условием полноценного гармоничного физического развития детей старшего дошкольного возраста. Анализ и обобщение научно-методической и программно-методической литературы показывает, что проблема развития гибкости у старших дошкольников является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.

Физическое развитие - все основы здоровья закладываются в двух периодах: внутриутробном и дошкольном, и психологического, и физиологического. Вопрос физического развития дошкольников является в наше время довольно острым и беспокоит большинство родителей. Хотя занятия спортом в современном мире стали модными, и многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. Но. В последнее время, как в детских садах, так и в семьях большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, а развитие физических способностей почему-то отходит на второй план.

Физическое развитие - это «процесс формирования и последующего изменения на протяжении онтогенеза морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств».

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биохимических измерений (показатели роста, веса, ОГК, ЖЕЛ динамометрия и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфофункционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность заболевания.

Гибкость - является важнейшим физическим качеством, жизненно необходимых человеку. Научное определение данному понятию впервые дал Н.Г. Озолин в 1949 г., который рассмотрел гибкость «в качестве способности человека выполнять движения с большой амплитудой». Впоследствии Л.П. Матвеев в своих работах научно обосновал свое определение гибкости как «морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающего степень подвижности его звеньев относительно друг друга».

Е.А. Москаленко считает, что гибкость – это «одно из наиболее необходимых физических качеств, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в том, насколько подвижны суставы опорно-двигательного аппарата и способны к выполнению движений с большой амплитудой. Проявления гибкости находятся в зависимости от следующих факторов: количество и качество прожитых лет, пол, уровень температуры тела, насколько эластичными являются на данный момент сухожилия и связки, окружающие суставы, их типизация, способность мышц к сокращению и расслаблению, определенное телосложение, уровень индивидуального развития, количество и качество тренировок».

Игровой стретчинг - в соответствии с требованиями современной педагогики, специалисты физической культуры вынуждены искать новые подходы к организации физического воспитания в детском саду. Еще одним прекрасным средством для развития гибкости у детей является стретчинг, который получил признание не только на территории нашей страны, но и распространился по всему миру.

Стретчинг – это «система определенных упражнений, выполняемых в статике и направленных на выработку гибкости и повышения эластичности мышц. В возрасте 6-7 лет ребенок уже может произвольно напрягать отдельные мышцы (это связано с созреванием центров нервно мышечной координации)». Упражнения стретчинга выполняются только после разминки (бег, ходьба). Они могут быть интегрированы в структуру ОРУ (общеразвивающих упражнений), что позволит сохранить классическую схему занятия, моторную плотность, и не будет мешать основному образовательному процессу. В зависимости от задач основной части, упражнения стретчинга могут играть подводящую и подготовительную роли. Так, например, если в основной части физкультурного занятия стоит задача на обучение, то необходимо успокоить детей и сконцентрировать их внимание, упражнения стретчинга в заключительной части ОРУ помогут этого добиться. Так же и при подготовке мышц к предстоящей работе, известно, что после растягивающего воздействия мышцы более эластичны, что снижает риск получения травмы.

Игровой стретчинг - «специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми дошкольного возраста в игре. Данные занятия представляют собой занимательную для детей игру, в которую целенаправленно включаются 8-9 упражнений для разнообразных групп мышц». Дошкольники имитируют движения и повадки различных животных и птиц под характерное музыкальное сопровождение из самых разных произведений классической и народной музыки. Эти имитационные движения под музыку способствуют развитию двигательной деятельности, творческого мышления, двигательной памяти и пр.

Фитбол - в последнее время все большую популярность завоевывают занятия фитбол-гимнастикой, которые также способствуют увеличению гибкости и подвижности в суставах, а также дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который применяется для оздоровления организма. Первую попытку использования фитбола в системе оздоровительных занятий предприняли в США Майк и Стефания Моррис в 1992 году. Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален. Поэтому он может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Удачное переплетение физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии способствует развитию ритмического чувства, общей координации движений, повышению равновесия, улучшает осанку, а также провоцирует хорошее настроение, эмоциональный подъем у детей. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Гимнастика с использованием фитбола, «становится на современном этапе развития физической культуры дошкольников важным и относительно самостоятельным направлением в физическом воспитании и оздоровлении, которая включает все составляющие для гармоничного развития ребенка».

Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью совершенствования и стимулирования развития гибкости у старших дошкольников на основе комплекса специальных упражнений (игровой стретчинг с элементами фитбола) и отсутствием связанных с этим условий реализации в педагогическом процессе.
2023