Библиографическое описание:
Кюрчева Н.Н. Взаимосвязь математики и психологии // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Рецензия на проект по математике
Тема «Взаимосвязь математики и психологии», выполнили обучающиеся 8 «М» класса Кузнецова Анастасия и Гребенча Симона.
Исследовательский проект посвящен актуальной теме, так как роль математики во всех сферах жизни людей очень велика. Математика связана практически со всеми науками, в частности с психологией. Данная работа направлена на выявление связи математики и психологии.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы, которая построена по традиционной схеме: введение, теоретическая часть, заключение, список используемых источников, приложение и презентация. Основная часть проекта – поиск, систематизирование и анализ материала, связанного с темой работы.
Работа написана грамотным языком. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Во введении обучающиеся объяснили актуальность работы. Четко сформулирована цель и задачи. Работа выглядит достаточно содержательно и емко. В результате четкого изложения цели работы в основной части работы присутствует логичность, четкость, последовательность. При выполнении проектной работы проблем не возникало. Анастасия и Симона самостоятельно искали литературу и информацию в сети интернет, проводили опрос и обрабатывали результаты, старались выполнять рекомендации руководителя. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
В целом работа заслуживает хорошей оценки.
Паспорт проекта
Название проекта: «Взаимосвязь математики и психологии».
Полное и краткое наименование организации (в соответствии с Уставом): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигорода МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина».
Разработчики проекта
Консультанты - наставники проекта: Кюрчева Наталья Николаевна – учитель математики.
Актуальность проекта. Вопрос о необходимости применения математических методов в психологии вызывает споры и в настоящее время, но факты, которые подтверждают потребность обращения к математике, превышают сомнения и споры ученых.
Цель проекта: исследовать взаимосвязь математических и психологических наук.
Задачи проекта
1. Изучить литературу о возникновении математики и психологии.
2. Рассмотреть математические модели, применяемые в психологии.
3. Исследовать связь математики и психологии с помощью тестирования.
4. Оформление презентации и проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный: постановка цели, задач и составление плана исследовательской работы.
2 этап - основной: поиск и изучение нового материала, необходимого для проекта; аргументирование взаимосвязи между математическими и психологическими науками; проведение тестирования и анализ результатов работы.
3 этап – заключительный: завершение создания проекта, оформление и создание презентации проекта.
Ожидаемые и достигнутые результаты
В проекте, мы хотим показать взаимосвязь математики и психологии по многим направлениям: изучение математического познания, то есть, развитие мозга, приобретение и применение математических навыков; исследование чувства людей и
отношение к математике; использование математики, в частности, статистики, как профессиональный инструмент для количественной оценки и анализа их научных результатов. Работа над проектом показала нам, что без знания математики не обходится наука психология. Материально-техническое обеспечение проекта: ноутбук, литература и материалы для создания проекта, интернет-ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
Математика считается значительной и очень важной частью человеческой культуры. Накопление математических фактов на протяжении тысячи лет развития человечества привело к возникновению математики как науки. Изучив историю философских наук, следует отметить, что ученые, создававшие математику, представляли ее как составную часть философии, которая служила средством познания мира.
Математика преследует нас в самых разных частях и уголках нашего мира.
Владение математикой дает людям мощные методы изучения и познания окружающего их мира, методы исследования как теоретических, так и практических проблем.
Этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель: данного проекта является доказать взаимосвязь математических и психологических наук.
Задачи проекта:
- изучить литературу о возникновении математики и психологии;
- рассмотреть математические модели, применяемые в психологии;
- исследовать связь математики и психологии с помощью тестирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого- математической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: эксперимент (тестирование) и обработка полученных данных.
1. Формирование понятий математика и психология как наук
Математика связана с разными науками, например, географией, биологией, литературой, психологией, философией, и др. Рассмотрим подробнее связь таких наук как математика и психология. Опишем каждую из наук отдельно друг от друга.
Математика - это наука, которая упрощает реальные предметы до идеальных моделей и изучает их свойства. Математика вокруг нас, во всем, что мы делаем.
Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Споры о взаимосвязи этих двух наук возникли еще более 200 лет назад. Немецкий философ Иммануил Кант обосновывал несостоятельность психологии как науки. Он считал, что психические явления не поддаются измерению, к ним не применимы математические методы. Иоганн Гербарт выдвинул свою позицию в книге «Психология как наука, заново обоснованная на опыте, метафизике и математике». Его идеи к концу девятнадцатого столетия воплощаются в жизнь отцами-основателями экспериментальной психологии. С того времени возможность применения математических методов в психологии перестает вызывать сомнения.
Но вопрос о необходимости их применения до сих пор вызывает дискуссии. Представление каких-либо психологических явлений с помощью математических методов – это мощное средство их обобщения. Процедура математизации психологии начался с момента ее выделения в экспериментальную дисциплину. Этот процесс проходит ряд периодов.
Первый период - исследование и обработка результатов экспериментального исследования, а также выведение простых законов.
Второй период - создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата. Третий период – выделение математической психологии в отдельную дисциплину, для моделирования психических процессов и исследования данных психологического эксперимента.
2. Изучение математических методов
Часто математическую психологию сравнивают с математическими методами, что является ошибочным.
Математическая психология и математические методы соотносятся друг с другом так же, как теоретическая и экспериментальная психология. Так как в психологии нет своего собственного языка. Поэтому в психологии используются такие методы:
– математическое моделирование - средство изучения реального объекта, процесса путем их замены математической моделью, более удобной для экспериментального исследования;
– статистика – представление, регистрация и исследование количественных данных результатов психологического исследования;
– оценивание количественных данных;
– тестирование.
Тестирование считается самым популярным и доступным методом. Тестирование – это психологическое исследование, разработанное с помощью математики и с ее же помощью проверяемый, для проверки состояния объекта.
Процедура теста происходит в 4 этапа:
1) Выбор теста. (Происходит, учитывая цель тестирования)
2) Проведение теста. (Инструкция)
3) Количественная обработка данных теста.
4) Интерпретация результатов. (Выводы)
Математика дает возможность обобщать данные исследований; находить зависимость между данными; строить статистические предсказания; подтверждать или опровергать гипотезы.
3. Тестирование как самый популярный математический метод в психологии
Имеется много разновидностей тестов, которые разделяют на группы по нескольким основаниям:
По предмету тестирования (какое качество оценивается); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемому; по объекту оценивания. Их делят на интеллектуальные (оценивается степень развитости у человека познавательных процессов), личностные и межличностные.
По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты.
По характеру тестируемого материала, предъявляемого испытуемым, тесты бывают: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.
По объекту оценки – существуют индивидуальные и групповые тесты, устные и письменные. Также процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.
Покажем на примере тестирования применение математики в психологии.
Проведем тест «Какой у тебя характер» (см. приложение)
Инструкция к тесту: дается 19 фраз, на которые нужно отреагировать «да», «нет», «частично».
За каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18 – ставим 1 балл.
За каждый положительный ответ на вопросы № 3,9,10,1,14,19 – ставим 2 балла. Время не ограничено, но мы постараемся уложиться в 5 минут. После проведения теста, подводим результат:
15 баллов и выше – ты доброжелателен, у тебя хороший характер. 8 – 15 баллов – у тебя есть недостатки, но с тобой можно ладить.
7 баллов и ниже – тебе необходимо обратить внимание на свой характер. Если ты этого не сделаешь, у тебя будут трудности в общении.
Данный тест помог выявить главные качества учащихся. На примере данного теста, мы убедились, что математика необходима психологии.
К настоящему времени тесты весьма разнообразны и имеется множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективных тестов.
4. Психогеометрический тест
Рассмотрим одно из направлений математики – геометрию.
Психогеометрия - раздел математики, в котором изучается пространственные отношения и формы, и их обобщение. Возникновение геометрии относится к глубокой древности и обусловлено практическими потребностями измерения земельных участков, объемов и др.
Обобщение основного предмета геометрии – Пространства, привело к плодотворному применению в самых различных областях не только математике, физике, механике, но и других науках, даже гуманитарных.
Характерные черты взаимодействия геометрии и психологии были подмечены психологами и нашли свое отражение в психогеометрической методике экспресс-диагностики типа личности.
Психогеометрия, как система, сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.
Психогеометрия – система исследования психотипов личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры.
Например, восприятие нами геометрических фигур, во многом отражает характерные черты нашего характера и стиля поведения, могут определить наш внешний вид, речь и даже язык тела.
Психогеометрический тест 10 – это проективная методика исследования личности, которая была представлена в 1978 году. Психогеометрический тест поможет:
- определить тип личности человека;
- дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения;
- составить сценарий поведения для каждого типа личности в различных ситуациях.
Инструкция
Взгляните на следующие фигуры:
Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Если вам сложно выбрать, выберите из фигур ту, которая первой понравилась вам.
Запишите ее название. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения.
Самый трудный этап окончен. Фигура, которая находится на первом месте - это ваша основная фигура. Она дает возможность определить ваши главные черты характера и черты поведения.
Иногда может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Остальные фигуры в порядке вашего расположения – это те качества, которые вы можете развить в себе, которые могут вам помочь в жизни.
Краткие характеристики соответствующих форм:
КВАДРАТ
Если вашей первой и основной фигурой оказался квадрат, то вы — труженик. Усердие, труд и главное правило жизни «доводить начатое дело до конца». Доводить все дела до конца- основное правило «квадратов».
Выносливость и терпение делают вас специалистом высокого уровня.
Все данные, которыми они располагают разложены по полочкам.
Квадраты заслуженно считаются эрудитами.
Если вы выбрали для себя квадрат — вы очень внимательны к деталям, любите порядок. Распланированная, предсказуемая жизнь – это про вас.
ТРЕУГОЛЬНИК
Эта модель олицетворяет лидерство.
Самая важная особенность настоящего Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.
Способны быстро исследовать ситуации.
Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять ситуацией, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, ведут Треугольника к постоянной готовности борьбы, соперничества.
Треугольникам очень сложно признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть. Не любят менять свои решения и часто бывают категоричны.
Треугольники любят правду. Треугольник стремится приобрести высокий статус — сделать карьеру.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная модель личности. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.
Основным психическим состоянием Прямоугольников считается состояние замешательства, неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Они имеют низкую самооценку. Стремятся стать лучше и пытаются начать новую жизнь.
Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо.
Прямоугольник имеет позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Они открыты к новым идеям легко усваивают все новое.
КРУГ
Круг — это символ гармонии. Тот, кто выбирает его, искренне нуждается в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Вы очень доброжелательны и дружелюбны. Круги — лучшие ораторы. Они высокочувствительные и сопереживающие.
Круги легко понимают людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.
Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в конфликт. Они любой ценой стремятся обойти его стороной.
Круги не очень решительны, часто не могут представить себя должным образом. Факт, что Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. Круг — прирожденный психолог.
ЗИГЗАГ
Эта фигура символизирует креативность потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная не сомкнутая фигура. Вам еще в большей степени чем Кругу свойственны образность, интуитивность.
Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим трудно понять Зигзагов.
Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Главным стилем мышления Зигзага чаще всего считается синтетический стиль.
В отличие от Кругов, Зигзаги добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.
Зигзаги не любят четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им нужна независимость от других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о необходимости применения математических методов в психологии вызывает споры и в настоящее время, но факты, которые подтверждают потребность обращения к математике, превышают сомнения и споры ученых.
С помощью теоретического метода мы проанализировали и обобщили психолого-математическую литературу.
Эмпирические методы помогли нам провести эксперимент и исследовать связь математики и психологии. Рассмотрели математические модели; исследовали взаимосвязь математики и психологии с помощью тестов.
Таким образом, цель нашего исследования можно считать достигнутой.
На примере поведенных тестов, мы убедились, что математика тесно связана с психологией.
Кюрчева Н.Н. Взаимосвязь математики и психологии // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Рецензия на проект по математике
Тема «Взаимосвязь математики и психологии», выполнили обучающиеся 8 «М» класса Кузнецова Анастасия и Гребенча Симона.
Исследовательский проект посвящен актуальной теме, так как роль математики во всех сферах жизни людей очень велика. Математика связана практически со всеми науками, в частности с психологией. Данная работа направлена на выявление связи математики и психологии.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы, которая построена по традиционной схеме: введение, теоретическая часть, заключение, список используемых источников, приложение и презентация. Основная часть проекта – поиск, систематизирование и анализ материала, связанного с темой работы.
Работа написана грамотным языком. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Во введении обучающиеся объяснили актуальность работы. Четко сформулирована цель и задачи. Работа выглядит достаточно содержательно и емко. В результате четкого изложения цели работы в основной части работы присутствует логичность, четкость, последовательность. При выполнении проектной работы проблем не возникало. Анастасия и Симона самостоятельно искали литературу и информацию в сети интернет, проводили опрос и обрабатывали результаты, старались выполнять рекомендации руководителя. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
В целом работа заслуживает хорошей оценки.
Паспорт проекта
Название проекта: «Взаимосвязь математики и психологии».
Полное и краткое наименование организации (в соответствии с Уставом): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигорода МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина».
Разработчики проекта
Консультанты - наставники проекта: Кюрчева Наталья Николаевна – учитель математики.
Актуальность проекта. Вопрос о необходимости применения математических методов в психологии вызывает споры и в настоящее время, но факты, которые подтверждают потребность обращения к математике, превышают сомнения и споры ученых.
Цель проекта: исследовать взаимосвязь математических и психологических наук.
Задачи проекта
1. Изучить литературу о возникновении математики и психологии.
2. Рассмотреть математические модели, применяемые в психологии.
3. Исследовать связь математики и психологии с помощью тестирования.
4. Оформление презентации и проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный: постановка цели, задач и составление плана исследовательской работы.
2 этап - основной: поиск и изучение нового материала, необходимого для проекта; аргументирование взаимосвязи между математическими и психологическими науками; проведение тестирования и анализ результатов работы.
3 этап – заключительный: завершение создания проекта, оформление и создание презентации проекта.
Ожидаемые и достигнутые результаты
В проекте, мы хотим показать взаимосвязь математики и психологии по многим направлениям: изучение математического познания, то есть, развитие мозга, приобретение и применение математических навыков; исследование чувства людей и
отношение к математике; использование математики, в частности, статистики, как профессиональный инструмент для количественной оценки и анализа их научных результатов. Работа над проектом показала нам, что без знания математики не обходится наука психология. Материально-техническое обеспечение проекта: ноутбук, литература и материалы для создания проекта, интернет-ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
Математика считается значительной и очень важной частью человеческой культуры. Накопление математических фактов на протяжении тысячи лет развития человечества привело к возникновению математики как науки. Изучив историю философских наук, следует отметить, что ученые, создававшие математику, представляли ее как составную часть философии, которая служила средством познания мира.
Математика преследует нас в самых разных частях и уголках нашего мира.
Владение математикой дает людям мощные методы изучения и познания окружающего их мира, методы исследования как теоретических, так и практических проблем.
Этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель: данного проекта является доказать взаимосвязь математических и психологических наук.
Задачи проекта:
- изучить литературу о возникновении математики и психологии;
- рассмотреть математические модели, применяемые в психологии;
- исследовать связь математики и психологии с помощью тестирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого- математической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: эксперимент (тестирование) и обработка полученных данных.
1. Формирование понятий математика и психология как наук
Математика связана с разными науками, например, географией, биологией, литературой, психологией, философией, и др. Рассмотрим подробнее связь таких наук как математика и психология. Опишем каждую из наук отдельно друг от друга.
Математика - это наука, которая упрощает реальные предметы до идеальных моделей и изучает их свойства. Математика вокруг нас, во всем, что мы делаем.
Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Споры о взаимосвязи этих двух наук возникли еще более 200 лет назад. Немецкий философ Иммануил Кант обосновывал несостоятельность психологии как науки. Он считал, что психические явления не поддаются измерению, к ним не применимы математические методы. Иоганн Гербарт выдвинул свою позицию в книге «Психология как наука, заново обоснованная на опыте, метафизике и математике». Его идеи к концу девятнадцатого столетия воплощаются в жизнь отцами-основателями экспериментальной психологии. С того времени возможность применения математических методов в психологии перестает вызывать сомнения.
Но вопрос о необходимости их применения до сих пор вызывает дискуссии. Представление каких-либо психологических явлений с помощью математических методов – это мощное средство их обобщения. Процедура математизации психологии начался с момента ее выделения в экспериментальную дисциплину. Этот процесс проходит ряд периодов.
Первый период - исследование и обработка результатов экспериментального исследования, а также выведение простых законов.
Второй период - создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата. Третий период – выделение математической психологии в отдельную дисциплину, для моделирования психических процессов и исследования данных психологического эксперимента.
2. Изучение математических методов
Часто математическую психологию сравнивают с математическими методами, что является ошибочным.
Математическая психология и математические методы соотносятся друг с другом так же, как теоретическая и экспериментальная психология. Так как в психологии нет своего собственного языка. Поэтому в психологии используются такие методы:
– математическое моделирование - средство изучения реального объекта, процесса путем их замены математической моделью, более удобной для экспериментального исследования;
– статистика – представление, регистрация и исследование количественных данных результатов психологического исследования;
– оценивание количественных данных;
– тестирование.
Тестирование считается самым популярным и доступным методом. Тестирование – это психологическое исследование, разработанное с помощью математики и с ее же помощью проверяемый, для проверки состояния объекта.
Процедура теста происходит в 4 этапа:
1) Выбор теста. (Происходит, учитывая цель тестирования)
2) Проведение теста. (Инструкция)
3) Количественная обработка данных теста.
4) Интерпретация результатов. (Выводы)
Математика дает возможность обобщать данные исследований; находить зависимость между данными; строить статистические предсказания; подтверждать или опровергать гипотезы.
3. Тестирование как самый популярный математический метод в психологии
Имеется много разновидностей тестов, которые разделяют на группы по нескольким основаниям:
По предмету тестирования (какое качество оценивается); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемому; по объекту оценивания. Их делят на интеллектуальные (оценивается степень развитости у человека познавательных процессов), личностные и межличностные.
По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты.
По характеру тестируемого материала, предъявляемого испытуемым, тесты бывают: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.
По объекту оценки – существуют индивидуальные и групповые тесты, устные и письменные. Также процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.
Покажем на примере тестирования применение математики в психологии.
Проведем тест «Какой у тебя характер» (см. приложение)
Инструкция к тесту: дается 19 фраз, на которые нужно отреагировать «да», «нет», «частично».
За каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18 – ставим 1 балл.
За каждый положительный ответ на вопросы № 3,9,10,1,14,19 – ставим 2 балла. Время не ограничено, но мы постараемся уложиться в 5 минут. После проведения теста, подводим результат:
15 баллов и выше – ты доброжелателен, у тебя хороший характер. 8 – 15 баллов – у тебя есть недостатки, но с тобой можно ладить.
7 баллов и ниже – тебе необходимо обратить внимание на свой характер. Если ты этого не сделаешь, у тебя будут трудности в общении.
Данный тест помог выявить главные качества учащихся. На примере данного теста, мы убедились, что математика необходима психологии.
К настоящему времени тесты весьма разнообразны и имеется множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективных тестов.
4. Психогеометрический тест
Рассмотрим одно из направлений математики – геометрию.
Психогеометрия - раздел математики, в котором изучается пространственные отношения и формы, и их обобщение. Возникновение геометрии относится к глубокой древности и обусловлено практическими потребностями измерения земельных участков, объемов и др.
Обобщение основного предмета геометрии – Пространства, привело к плодотворному применению в самых различных областях не только математике, физике, механике, но и других науках, даже гуманитарных.
Характерные черты взаимодействия геометрии и психологии были подмечены психологами и нашли свое отражение в психогеометрической методике экспресс-диагностики типа личности.
Психогеометрия, как система, сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.
Психогеометрия – система исследования психотипов личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры.
Например, восприятие нами геометрических фигур, во многом отражает характерные черты нашего характера и стиля поведения, могут определить наш внешний вид, речь и даже язык тела.
Психогеометрический тест 10 – это проективная методика исследования личности, которая была представлена в 1978 году. Психогеометрический тест поможет:
- определить тип личности человека;
- дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения;
- составить сценарий поведения для каждого типа личности в различных ситуациях.
Инструкция
Взгляните на следующие фигуры:
Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Если вам сложно выбрать, выберите из фигур ту, которая первой понравилась вам.
Запишите ее название. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения.
Самый трудный этап окончен. Фигура, которая находится на первом месте - это ваша основная фигура. Она дает возможность определить ваши главные черты характера и черты поведения.
Иногда может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Остальные фигуры в порядке вашего расположения – это те качества, которые вы можете развить в себе, которые могут вам помочь в жизни.
Краткие характеристики соответствующих форм:
КВАДРАТ
Если вашей первой и основной фигурой оказался квадрат, то вы — труженик. Усердие, труд и главное правило жизни «доводить начатое дело до конца». Доводить все дела до конца- основное правило «квадратов».
Выносливость и терпение делают вас специалистом высокого уровня.
Все данные, которыми они располагают разложены по полочкам.
Квадраты заслуженно считаются эрудитами.
Если вы выбрали для себя квадрат — вы очень внимательны к деталям, любите порядок. Распланированная, предсказуемая жизнь – это про вас.
ТРЕУГОЛЬНИК
Эта модель олицетворяет лидерство.
Самая важная особенность настоящего Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.
Способны быстро исследовать ситуации.
Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять ситуацией, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, ведут Треугольника к постоянной готовности борьбы, соперничества.
Треугольникам очень сложно признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть. Не любят менять свои решения и часто бывают категоричны.
Треугольники любят правду. Треугольник стремится приобрести высокий статус — сделать карьеру.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная модель личности. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.
Основным психическим состоянием Прямоугольников считается состояние замешательства, неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Они имеют низкую самооценку. Стремятся стать лучше и пытаются начать новую жизнь.
Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо.
Прямоугольник имеет позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Они открыты к новым идеям легко усваивают все новое.
КРУГ
Круг — это символ гармонии. Тот, кто выбирает его, искренне нуждается в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Вы очень доброжелательны и дружелюбны. Круги — лучшие ораторы. Они высокочувствительные и сопереживающие.
Круги легко понимают людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.
Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в конфликт. Они любой ценой стремятся обойти его стороной.
Круги не очень решительны, часто не могут представить себя должным образом. Факт, что Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. Круг — прирожденный психолог.
ЗИГЗАГ
Эта фигура символизирует креативность потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная не сомкнутая фигура. Вам еще в большей степени чем Кругу свойственны образность, интуитивность.
Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим трудно понять Зигзагов.
Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Главным стилем мышления Зигзага чаще всего считается синтетический стиль.
В отличие от Кругов, Зигзаги добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.
Зигзаги не любят четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им нужна независимость от других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о необходимости применения математических методов в психологии вызывает споры и в настоящее время, но факты, которые подтверждают потребность обращения к математике, превышают сомнения и споры ученых.
С помощью теоретического метода мы проанализировали и обобщили психолого-математическую литературу.
Эмпирические методы помогли нам провести эксперимент и исследовать связь математики и психологии. Рассмотрели математические модели; исследовали взаимосвязь математики и психологии с помощью тестов.
Таким образом, цель нашего исследования можно считать достигнутой.
На примере поведенных тестов, мы убедились, что математика тесно связана с психологией.