Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лялюк О. А., Лялюк Д. А. Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием нейропсихологических упражнений и игр

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Актуальность проблемы. В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают массы детей: которые демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.; различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость и истощаемость, склонность к неврозо и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость.
 В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева, А.А. Цыганок, Н.К. Корсакова и Ю.В. Микадзе и др.). В подобных ситуациях возникает ряд вопросов: «Как помочь ребенку?», «Где и как поставить правильный диагноз?», «В компетентности каких специалистов (невролога, психиатра, клинического психолога) находится первоочередная терапия таких детей», а так же не менее актуальный «Как в условиях современного дошкольного образования обеспечить наиболее эффективное психологическое сопровождение детей с нейропсихическими нарушениями?».
 Игра это самая подходящая форма для занятий с детьми. Она является ведущей деятельностью дошкольников. Нейропсихологические упражнения и игры способствуют развитию и коррекции механизмов мозговой деятельности ребенка. Воздействие нейропсихологических упражнений и игр носит как немедленный, так и накопительный эффект, позволяющий улучшить интеллектуальные процессы, увеличить умственную работоспособность, активировать энергетический потенциал.
Цель: одновременное развитие трёх блоков головного мозга.
Задачи - развивать:
- произвольное внимание, распределение и концентрацию внимания;
- память;
- координацию;
- межполушарное взаимодействие;
- самоконтроль;
- внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроль рук;
- ориентировку в пространстве.
Структура занятия:
 Разминка:
- массаж;
- самомассаж.
‚ Основная часть: схема двигательного развития ребёнка методом замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трёх уровней развития
- дыхательные упражнения;
- растяжки;
- глазодвигательные упражнения;
- релаксация;
- ползания.
ƒ Завершающая часть: игры и упражнения на развитие произвольности и коммуникативной или когнитивной сфер.
„ Прощание.
1 подгрупповое занятие – 30 минут.
 Ход занятия с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.
Часть 1. Знакомство и разминка.
Педагог-психолог: - «Здравствуйте ребята! Сегодня нас с вами ждут увлекательные игры! А для начала мы с вами познакомимся».
Детям предлагается называть своё имя и сопровождать его определённым движением тела.
Упражнение № 1. «Имя – движение», время выполнения - 3 минут.
Цель: знакомство участников.
Дети в группе по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.
Педагог-психолог: - «А теперь поиграем в мяч!».
Упражнение №2. «Мячик», время выполнения - 2 минут.
Цель: с помощью разминки подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Оборудование: массажные мячики по количеству детей.
Ход упражнения: Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
Часть 2. Основная.
Педагог-психолог: - «Посмотрите ребята, откуда прилетело это пёрышко? Нужно постараться сдуть его со стола!».
Упражнение № 3. «Пёрышко», время выполнения - 2 минуты.
Оборудование: пёрышко или ватный шарик по количеству детей в группе\подгруппе.
Цель: Улучшить ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность.
Ход упражнения: Дети глубоко вдыхают через нос (рот закрыт) и выдыхают струю воздуха через рот на лежащий на столе ватный шарик или пёрышко.
Педагог-психолог: - «У меня в руках волшебная палочка, прикосновение которой превратит Вас в умелых художников. Мы с Вами начнём учиться рисовать двумя руками».
Упражнение № 4. Межполушарное рисование, время выполнения - 3 минуты.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, активизация познавательных процессов.
Оборудование: многоразовые ламинированные карточки и маркеры.
Ход упражнения: Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками. Упражнение вначале выполняется в медленном темпе. Педагог показывает, ребёнок повторяет.
Педагог-психолог: - «Сегодня в гости к Вам пришёл веселый зайчонок! Проследим за ним глазками, что он будет делать?».
Упражнение № 5. «Слежение», время выполнения - 3 минуты.
Цель: позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Помощь в преодолении синкинезий и развитие межполушарного взаимодействия.
Оборудование: игрушка яркого цвета.
Ход упражнения: дети следят за яркой игрушкой глазами так, чтобы глаза не соскальзывали с игрушки, головы детей не должны поворачиваться - следят только глаза. Игрушку двигает педагог.
Педагог-психолог: - «Теперь наш гость, весёлый зайчонок, устроиться удобно на стуле, и посмотрит, сможете ли вы выполнять движения как роботы?».
Упражнение – игра № 6. «Робот», время выполнения - 4 минут.
Цель: развитие пространственных представлений, самоконтроля, внимания, переключение внимания.
Ход игры: Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды педагога. Например – педагог-психолог говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.
После выполнения этих заданий психолог может усложнять, давая две команды одновременно.
Педагог-психолог: - «Ребята - Вы молодцы, справились с заданием. Следующая игра пройдёт у нас на ковре».
Упражнение № 7. «Бревнышко», время выполнения - 5 минут.
Цель: развитие базовых сенсомоторных взаимодействий, развитие произвольной саморегуляции.
Оборудование: массажный коврик или ковёр.
Ход упражнения: Ребенок ложится на ковер - ножки вытянуты, руки по швам. Педагог перекатывает ребенка как бревнышко.
Педагог-психолог: - «Волшебная палочка вновь придёт нам на помощь и поможет превратить каждого из Вас в любое животное! Внимательно посмотрим, и попробуем догадаться, в кого же превратились ребята».
Часть 3. Завершающая.
Упражнение № 8. «Игра в животных», время выполнения – 5 минут.
Цель: развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксация.
Ход игры: Предложите ребенку показать Вам какое-либо животное (корову, кошку, лягушку, собаку и т.д.), подвигаться как животное, воспроизвести звуки, которые издает это животное, так, чтобы Вы могли догадаться, что за животное изображает ребенок.
Завершение: У детей спрашивается, какая игра понравилось больше, что запомнилось, понравилось ли занятие. Ответы детей, время проведения - 3 минуты.
Нейропсихологические упражнения и игры хорошо работают под наблюдением специалиста по четко построенной системе, которая подбирается индивидуально для каждого ребенка. В начале, необходимо провести диагностику, которая покажет причины возникших трудностей у ребенка и поможет выстроить индивидуальную модель коррекционной работы. Это будет системный подход к коррекции психического развития ребёнка, в котором применяются двигательные и когнитивные методы с учётом их взаимодополняющего влияния. Ретроспективная коррекционная работа, включая внутриутробный период, определяется «время и место сбоя» в развитии, эти «кризисные точки» восстанавливаются, вследствие чего происходит наращивание психического потенциала, необходимого для жизнедеятельности во всех проявлениях.
Ребёнок проходит все этапы своего психо-моторного развития заново, в определённой последовательности, исходя из общих закономерностей онтогенеза, что вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Предпочтение отдаётся именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Список литературы

1.       Салихзянова Л.И./ II Международная научная конференция «Современная психология» - Пермь, июль 2014.
2.       Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис,2012- 474с.
3.       Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
4.       Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Е.Н.Маслова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. — 80 с.
2021