Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Васина А.И. Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


В основе всей моей работы в школе лежат опорные конспекты, которые создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, окрашивают учебный материал, делают его более привлекательным.
Впервые о такой методике услышала на курсах повышения квалификации. Затем подробно изучила весь процесс такой работы в методических статьях и конспектах Ю.Меженко.
Преимущество работы по опорным конспектам явное: дети в системе усваивают теоретический материал, лучше запоминают схемы-орфограммы, развивается умение строить лингвистический текст с использованием терминов русского языка.
Ранее это были только опорные конспекты Ю.Меженко.
Затем были составлены опорные конспекты мною по учебнику Разумовской и Леканта. Отличительная черта этого учебника - наличие большого материала по теме «Текст. Стили речи. Типы речи». Немалый теоретический материал, кстати, довольно разбросанный по учебнику, создает известные трудности для запоминания и усвоения его в целом. Пришлось самой составлять опорные конспекты. Методика работы с ними разная: одни изучаются в начале темы, а затем на последующих уроках подкрепляются практическими упражнениями; другие используются на уроках обобщения, повторения; некоторые - частями на разных уроках.





Опорный конспект 1.
На уроках литературы в старших классах очень большой теоретический материал, объемные художественные тексты для чтения и анализа.
Чтобы обобщить изученное и прочитанное, заострить особое внимание на главном, пополнить словарный запас учащихся, применяя опорные конспекты.
Часто их беру в методической литературе, некоторые составляю сама( например по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе по главам 1-4, 5-11 и т.д., по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»- по действиям). И главными здесь являются не опорные сигналы, а реплики героев: их высказывания о себе, о других.
Роман И.Тургенева учащиеся редко прочитывают летом, так как проблемы Базарова и светские принципы П.П.Кирсанова им неинтересны, потому как непонятны. Приходится читать уже во время изучения темы. Делю на главы: 1-3, 4-10 и т.д читаем к каждому уроку по таким вот частям. Анализируем, делаем выводы, составляем кластеры, а дома(если хватает времени, то и в школе) составляем опорный конспект: выписываем самые важные для характеристики героя реплики, мысли, авторские рассуждения. Корректируем совместно во время проверки в классе. Получается схема главных героев и самые яркие высказывания. Учащимся не обязательно запоминать это все сразу. Опорный конспект висит на доске до конца изучения произведения и запоминается его содержание само по себе, непроизвольно, так как обращаемся к нему постоянно: надо вспомнить, что Базаров говорит о женщинах, каково его отношение к простому народу. В текст заглядывать долго. А вот опорный конспект всегда перед глазами. Текст в итоге усваивается хорошо.




Опорный конспект 1.
Опорный конспект 2.
Каковы же результаты работы по опорным конспектам?
1.Детям, на мой взгляд, интереснее изучать теоретический материал не по отдельным параграфам, а в целом и вдобавок по красочному конспекту, к тому же это увлекательный процесс расшифровки опорных сигналов, то есть главную задачу свою я решаю- повышается интерес к урокам.
2.Теоретический материал усваивается очень хорошо, ведь известно, что 60 % печатной информации запоминают дети визуально.
3.Лучше усваивают орфограммы, так как на практическую работу отводится больше времени, нежели на обычных уроках.
4.Улучшается устная и письменная речь учащихся, пополняется их словарный запас.
5.Помогают в освоении и запоминании текстов художественной литературы.
Использованные источники:
1.Т.И.Богомолова.Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Калуга. 2004г.
2.http: /www.zavuch.info
2018