Цель: закрепление умений и навыков у дошкольников создавать при помощи лепки из шара образ рыбки. Изобразительные задачи: учить детей правильно передавать строение тела рыбки, пропорции частей, форму, величину; развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Обучающие задачи: учить делить брусочек пластилина на части; продолжать учить детей прищипывать и оттягивать пластилин от основной формы (брюшные и грудные плавники), работать со стеками (надсекать, разрезать пластилин); совершенствовать приемы: скатывание, раскатывание, сглаживание. Воспитательные задачи: воспитывать у дошкольников самостоятельность и аккуратность в работе. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением морских и пресноводных рыб, игра «Лото», «Обитатели водоемов». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое (рисование),чтение книги «Маленькому почемучке о море», загадки, раскраски «Волшебные рыбки», п/и «Море волнуется», п/и «Щука и рыбки», выкладывание рыбки из геометрических фигур, «Танграм», «Сложи квадрат» с целью выкладывания картин «Подводный мир». Демонстрационный материал: крупная игрушка рыбка, плоскостная рыбка «Сазан Иванович», на ватмане изображение озера («Школа юных мальков») с водорослями (парты для мальков), технологические карты с изображением последовательности действий для создания элементов. Ход занятия: В группу входят воспитатели других групп и администрация ДОУ, дети здороваются и произносят слова на сплочение детского коллектива: Мы все дружные ребята, Мы ребята-дошколята, Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим, Как заботиться мы знаем, Никого не обижаем, Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло. 1. Организационная часть. Ребята, отгадайте загадку. Куда хотим, туда плывем. Река наш дом, мы в ней живем…(Рыбы) Я расскажу вам сказочную историю об одной рыбке. В чистом голубом озере, рядом с зелеными водорослями жила старая добрая и мудрая рыба. И звали рыбу Сазан Иванович. Много он повидал на своем веку, много знал. И решил Сазан Иванович открыть школу для маленьких рыбок – мальков, чтобы учить их уму-разуму. Написал объявление в озёрную газету, поставил указатель с надписью «Школа юных мальков». Долго ждал он мальков-учеников. Подплывал к берегу, заплывал далеко на середину, да так и не дождался. Огорчился. Очень уж хотелось Сазану Ивановичу рассказать малышам важные и нужные секреты… Ребята, мне очень жаль учителя - рыбку. А вы хотите помочь доброй и умной рыбке? Вот только как мы поможем Сазану Ивановичу? (Ответы детей). Верно. Мы вылепим маленьких рыбок и в «Школе юных мальков» появятся ученики. 2. Основная часть. Посмотрите на игрушку - рыбку. Скажите, из каких частей состоит тело рыб? Сенсорное обследование. Педагог задает наводящие вопросы, помогая ребенку самостоятельно выделить и сравнить основные части и некоторые детали. Пальцевая гимнастика. Рыбка-малютка по речке плывёт сложить ладошки вместе и наклонять их в стороны Рыбка- малютка хвостиком бьёт Вытянуть руки вперед и поочередно махать кистями вверх-вниз, изображая волны или хвостик. Показываю детям игрушечную рыбку. Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка. Как называется эта часть тела рыбки? - Туловище. - Верно. А на какую геометрическую фигуру похоже туловище? Ответы детей - Правильно, молодцы. Что есть у рыбки на туловище? Ответы детей - Правильно. На туловище рыбки располагаются спинные и брюшные плавники. Как вы думаете, за счет чего рыбка может быстро или медленно плавать? Ответы детей - Верно. Скажите хвост этой рыбки больше или меньше туловища. Ответы детей - Верно, у этой рыбки маленький хвостик. А теперь начнем лепить рыбку. Из какой геометрической фигуры начнем лепить рыбку? Ответы детей (Говорю детям, чтобы они лепили из шара овальную форму, у воспитателя заранее заготовлен овал). - Все слепили овал? Ответы детей - Хорошо. Теперь смотрите и слушайте меня внимательно я покажу вам, как лепить рыбку. В одну руку я беру овал, пальцами другой руки вытягиваю этот овал чуть–чуть. С одной стороны овала получается вытянутый закругленный кончик. Теперь я кладу овал на ладонь и двумя пальцами начинаю раскатывать его. Должно получится углубление на овале. Посмотрите пластилин состоит из овала, затем сужение и опять небольшой овал. Небольшой овал я прищипываю пальцами, одним нажатием – получается хвостик. Теперь на туловище я сделаю плавники. Спинные плавники я делаю сверху туловища, пальцами прищипываю немного пластилина и получаются плавники. Теперь нужно сделать брюшные плавники они находятся по бокам живота. На туловище с одной стороны я прищипнула чуть–чуть пальцами один раз – получился плавничок и с другой стороны чуть–чуть прищипнула – получился плавничок. Затем нужно сделать рыбке глазки. Отрываю маленькие кусочки от пластилина, скатываю их, и туда, где я вытягивала и заостряла один конец овала прикрепляю два глазика, после этого беру стеку и провожу под глазиками полоску – получился ротик. (Все свои слова сопровождаю действиями). Ребята, пластилин – материал пластичный, гибкий, поэтому можно сделать так, что рыбка виляет хвостиком – повернуть его в сторону, приподнять вверх или опустить вниз. Все свои слова сопровождаю действиями. Вот такая рыбка должна получиться. Показываю детям готовую работу. Прежде чем заняться изготовлением рыб с дошкольниками проводится физкультминутка. 3. Улитки ползут,свои домики везут. (передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спиной) Рогами шевелят, на рыбок глядят. (Останавливаются, делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.) Рыбки плывут, плавничками гребут. (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперёд. назад.) Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. (повороты туловища влево – вправо и наоборот) 4. Заключительная часть: Выполнение работы детьми: Предлагаю детям приступить к работе. Если какому – то ребенку нужна помощь, то подхожу к нему и разъясняю непонятое; подхожу к детям со своим кусочком пластилина и показываю на нем то, что у ребенка не получается. Педагог предлагает вылепить рыбок - мальков. Включает музыку. Во время лепки педагог подходит к детям, осуществляя помощь, напоминает о необходимости использования влажной салфетки. Каждый раз уточняет, каким способом ребенок будет делать ту или иную часть поделки. Отпустим ваших мальков в озеро. Посадим их за парты-водоросли. 5. Анализ. Педагог просит детей рассказать о самой красивой рыбке (кроме своей). Спрашивает почему она им нравится? Отмечает выразительные глаза, плоский красивый хвостик и объемное туловище и т.д. Спрашивает, как зовут рыбок, которых они вылепили, каким способом делали спинной плавник. -Ребята, слышите, звенит звонок. В «Школе юных мальков» начинается урок. Не будем им мешать. А вы угощайтесь вкусным печеньем – рыбками от Сазана Ивановича.
Сведения об авторах:
Рындина Светлана Александровна, воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8, Воронежская область., г. Лиски