НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рязанова О.Ю. Нетрадиционные техники рисования (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Рязанова О.Ю. Нетрадиционные техники рисования (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf

Рисование – язык внутреннего мира маленького ребенка. Дети любят рисовать, потому что рисование доступно – поводил кисточкой или карандашом по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно выразить свои желания, мечты, восторг; познавательно – помогает узнать, понять, уточнить, показать свои знания – рисуешь и обязательно что-то получается. Рисунок можно подарить родителям, другу, повесить на стену и любоваться.

Чаще всего детям предлагают карандаши, краски или мелки. Но для развития детского творчества можно ребенку предложить и необычные материалы. Их очень много. Можно нарисовать и зубной щеткой, и песком, и трубочкой, гоняя по листу капельку краски, и тампончиком, получая пушистых зверьков, и пальцем, и ладошкой.

Даже тонирование листа для последующего рисования на нем можно превратить в увлекательную игру. Однажды я предложила детям смять бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в краску одного или разных цветов, заполнить весь лист. В другой раз мы тонировали лист при помощи целлофана: нанесли на него краску, а затем раскрашенный целлофан наложили на лист, разгладили ладошкой – фон готов и какой необычный!

Мальчикам нравится рисовать картины на морские темы. Чтобы нарисовать волны, я предлагаю детям следующий способ: на ровную пластиковую бутылку наклеиваются клеем ПВА нитки, дети наносят краску на нитки и катают бутылочку по листу бумаги. Изумительные волны готовы – можно рисовать корабли!

Очень часто после ремонта квартир остаются кусочки разных пенопластовых плиток. Мы с детьми пробовали наносить на кусочки плитки краску и пропечатывать ими весь лист. Нам понравилось, ведь рисунок плитки разнообразен, в итоге получается интересный фон. Можно протонировать листы угольком, цветным мелком, кусочком поролона.

При применении различных материалов педагог должен сначала тщательно продумать предполагаемую технику работы и ожидаемый результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.

Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах у детей я капала на листы бумаги гуашью кляксы, предлагала им подуть в трубочку для коктейля, погонять капельку по листочку, поворачивая его. Дети, рассматривая то, что получилось, проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали. Получились интересные работы – салют, драконы, птицы, сказочные персонажи.

Этот прием мы опробовали с детьми, используя оргстекло и мыльную пену. Дети наносили на стекло разные краски, смешанные с мыльной пеной, затем прикладывали лист бумаги, разглаживали ладошкой, фантазировали, дорисовывали детали. Получились красивые пейзажи, цветочные букеты.

Очень увлекало детей рисование обычным веником. Мы готовили жидкую краску, рисовали силуэт животного, затем закрашивали веником – получились пушистые зверьки.

Заинтересовал детей и прием печатания. Для выполнения работы использовали «печатки» из катушек ниток, пробок, колпачков от фломастеров. Дети рисовали деревья, дома, снеговиков и т.д. Летом мы использовали печать шишками, колосками; коробочками мака изображали мелкие цветы, звездочки, элементы декоративных украшений.

Приготовив из старых фломастеров специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, познакомила детей с приемом «пуантизма» - изображением из множества точек. Этот прием мы использовали при рисовании букетов цветов на открытках для мам.

Я предлагала для работы детям разные материалы: и нитки, и мел, и ватные палочки, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манная крупа). Они выбирали тот, который им больше нравился.

Для оформления рисунков мы с детьми делали красивые рамки. Из творческих работ оформляли выставку для родителей и детей из других групп.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свои страхи, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
2023