Актуальные вопросы начального общего образования

Кириллова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Библиографическое описание:
Кириллова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. С одной стороны, усаливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия ак тивно включается в мировое сообщество. Все это повышает социаль ный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, раз вивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан от сутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от челове ка серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее законо мерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе общечеловеческих ценностей и отечественных традиций и внедрение ее в систему образования.

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Библиографический список

1. Гальцова Е. А. Нравственное воспитание в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 190 с.

2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005. 254 с.
2023