Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Цюрпита Т.А. Применение технологии наставничества в профессиональной деятельности педагога-организатора

Библиографическое описание:

Цюрпита Т.А. Применение технологии наставничества в профессиональной деятельности педагога-организатора // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и партнерства, также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Внедрение данной технологии в Пермском СВУ обеспечит системность и преемственность накопленного опыта.

Технология наставничества способствует решению следующих задач:

- адаптация воспитанника в новом учебном коллективе;

- раскрытие потенциала каждого наставляемого;

- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, в том числе через участие в соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности;

- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

- создание условий для осознанного выбора профессии суворовцев и формирование потенциала для построения успешной военной карьеры.

Разрабатывая модель наставничества, мы выбрали 2 формы взаимодействия:

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с учетом запросов трех участников системы: наставляемого, наставника и куратора. В роли куратора здесь выступает педагог-организатор курса.

В рамках первой формы «учитель - ученик» мы с суворовцами 3 роты Пермского СВУ реализовали проект «Герои среди нас». Суть проекта заключается в том, чтобы организовать встречи с сотрудниками училища в неформальной обстановке. Если говорить о промежуточных результатах проекта, то можно сделать выводы, что суворовцы 3 роты проявляют интерес к проекту и с нетерпением ждут встреч со следующими героями.

На подготовительном этапе мы провели для суворовцев 3 роты опрос «Кто такой наставник?» И получили следующие результаты.

В опросе приняли участие 66 суворовцев: 1 взвод 15 человек, 2 взвод 18 человек, 3 взвод 17 человек, 4 взвод 16 человек (рис.1).

Рисунок 1. Количество участников опроса

На вопрос «Знаешь ли ты кто такой наставник?» 58 человек - 88% опрошенных знают кто такой наставник (рис.2).

Рисунок 2. Знаешь ли ты кто такой наставник

На вопрос каждый ли человек сможет быть наставником, 73 % ответили, нет, 27 % ответили да (рис.3).

Рисунок 3. Как ты думаешь, каждый человек смог бы стать наставником

Радует, что многие суворовцы писали, что их наставники — это воспитатели роты и даже некоторые товарищи по взводу и роте. Так родилась идея применения второй формы наставничества в нашей роте «ученик-ученик».

С начала этого учебного года прошло несколько мероприятий с суворовцами старшекурсниками. Чаще всего на мероприятиях ребята старших курсов, выступали в роли экспертов. Их задачей является передача накопленного опыта, своих знаний в военном деле, строевой подготовке. Формы мероприятий абсолютно разные. Это классные часы, мастер-классы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы, культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество, что особенно важно для успешной адаптации суворовцев младших курсов.

Суворовцам нашей роты очень понравились мероприятия с наставниками. И однажды они задали мне вопрос: «А можем мы сами быть у кого-то наставниками?» А почему бы и нет. Так в рамках Единого дня воспитательной работы суворовцы 3 роты посетили военно-спортивную игру "Зарница" в детском саду ЗАТО Звёздный. Суворовцы были судьями на этапах. Ребята совместно с воспитанниками детского сада искали мины, проходили полосу препятствий, подрывали вражеский танк и перевязывали раненого бойца. Для ребят данное мероприятие было очень важным! Ведь они смогли передать свой, пока ещё совсем небольшой, военный опыт!

Подводя итоги применения технологии наставничества можно сделать следующие выводы. У наставляемых – суворовцев 3 роты происходит:

- нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;

- повышение уровня самооценки;

- повышение уровня позитивного отношения к учебе;

- активность и заинтересованность суворовцев в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

- повышение уровня осведомленности о различных военных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;

- степень применения суворовцами полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.

Библиографический список

1. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность - Москва, 2011. - 176 c.

2. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 5. – С. 25–36.

3. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038

4. https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9rdXp0dC5ydS9uYXN0YXZuLw%3D%3D
2023