Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Иванова А.С. Логопедическая ритмика как составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Они должны формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме.
Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение «общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом». Их характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л.С. Цветкова отмечает, что у таких детей нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность.
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально-ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Логоритмика, по определению Г.А.Волковой - это одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Структура речевого дефекта, неречевые психические функции дошкольников с речевой патологией являются объектом логоритмики.
Предметом логоритмики необходимо считать многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмомузыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи:
1. Оздоровительные:
• укрепление костно-мышечного аппарата;
• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
• формирование правильного дыхания;
• формирование чувства равновесия и т.д.
2. Образовательные:
• формирование двигательных умений и навыков,
• формирование пространственных представлений,
•формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
• развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.
3. Воспитательные:
•воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.
4. Коррекционные:
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
• развитие пространственного праксиса, гнозиса;
• систематическая работа по развитию психологической базы речи;
• развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.
Таким образом, во время логоритмических занятий учитель-логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познаёт мир и совершенствует речь.
Литература:
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.
3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.
4. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.
7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
2018