Исследовательская и проектная деятельность

Толкованова Т.А. Проектная деятельность как способ формирования читательских качеств младших школьников

Библиографическое описание:
Толкованова Т.А. Проектная деятельность как способ формирования читательских качеств младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Наиболее интересным методом для повышения мотивации к чтению является проектная методика, которая подразумевает выражение учащимися своего собственного мнения, точки зрения и положения касательно какой-либо ситуации, что способствует высокой коммуникации.

Применительно к начальной школе, А.В. Горячев дает следующее определение проекта: «Специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Метод проектов приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен В.Н. Сороке-Росинскому, С.Т. Шацкому и многим другим педагогам. Наиболее полно идеи американского педагога Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, которые были построены на основе комплексов-проектов.

Все дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом. Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Проектная деятельность развивает интерес к формированию и развитию коммуникативных и речевых свойств, служит достижением цели формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой: формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие; формируются все виды чтения у младших школьников; развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности; расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции: преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки.

Интересна и увлекательна эта деятельность на уроках литературного чтения. Она может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы до организации различных видов деятельности и форм презентации. Основой проекта могут являться различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта, конкретное произведение, прочитанное на уроке. Во втором случае анализ художественного произведения должен быть направлен не только на характеристику героев, определение темы и идеи произведения, но и на возможность выявления проблемы или круга проблем, которые могут быть решены в проектной деятельности ребенка, группы детей или класса. Также основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения. Так, например, в теме «Богатыри земли русской» дети узнают о жизни и подвигах народных героев. А в теме «О братьях наших меньших» можно представить художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к собакам, и энциклопедические статьи. Тема группового исследования - «Мой самый верный друг-пес». В исследовательской части раскрывается нравственная проблематика темы: как нужно относиться к собакам? Выявляется значение собак в жизни человека, их «профессии», отношение к собакам одноклассников, составляются памятки по уходу за собаками. Во второй - создается образ собаки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях).

Работа над проектной деятельностью охватывает разносторонние аспекты организации, подготовки как учителя, так и учеников, разные аспекты методологической работы. Данный вид деятельности – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, при которой он получает умение и навыки определять границы и уровень собственной самостоятельности и ответственности.

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте по литературному чтению. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Данный метод эффективен лишь в том случае, когда в результате проведённого проекта ребёнок становится в позицию активного участника, имеет возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учится работать в команде. Таким результатам способствует продуманная проектная деятельность. Но следует заметить, что постоянными проектами не стоит загружать школьников, так как это приведёт только к переутомлению и негативным эмоциям.

Таким образом, метод проектов – интересный вид деятельности, использование которого позволяет повысить мотивацию не только к выполнению учебных заданий, но и интерес к чтению художественных произведений, помогает глубже усвоить учебный материал и уметь применять полученные знания в различных видах творческой работы. При проектной деятельности ученик практикует выступать перед классом, преодолевает психологические комплексы, приобретает навыки группового взаимодействия, что позволяет учащимся уметь лучше понимать партнера по общению, продуктивно решать проблемы, лучше узнать себя и своих одноклассников.

Библиографический список

1. Савенков, А.И. Педагогическая психология. В 2 ч. Часть 1: Учебник для СПО / А.И. Савенков. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 317 с.

2. Максимова, С.А. Метод проекта // Инновации: методика и практика. – Выпуск №13. – URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1713 (дата обращения: 12.10.2023).

3. Метод проектов в начальной школе: система реализа ции / авт.-сост. Н.В. Засоркина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волго град: Учитель, 2022. – 135 с.

4. Нешкова, Е.Н. Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения / Е.Н. Нешкова // Открытый урок. Первое сентября. – URL: www/открытыйурок.рф/статьи/ 671821/ (дата обращения: 29.10.2023).
2023