Библиографическое описание:
Складниченко Л.Е. Горловое пение разных народов // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона - тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир.
Общие сведения о горловом пении.
Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия.
Происхождение горлового пения
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы), и монгольских (монголы, калмыки) народов. У алтайцев распространён стиль кай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу.
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Стоит отдельно выделить тибетское горловое пение (стили "гюке", "дзоке", "гьер"). Суть этого пения в том, что монахи "настроены" каждый на свою ноту и при хоровом исполнении получается удивительный эффект.
Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.
Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.
Виды горлового пения
Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
Тувинское горловое пение
·Хоомей (Тыва)
В основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий" стиль. На фоне мелоди в среднем регистре звучит обертон основного голоса - мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом либо без него.
·Сыгыт (Тыва)
На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ
·Каргыраа (Тыва)
Низкий гортанный звук. Протяжное пение, с текстом и без. В этом стиле также наряду с 2-х звучием возможно 3-х звучие.
·Эзенгилээр (Тыва)
Звук стиля эзегилээр похож на стиль сыгыт, но этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы.
·Борбаннадыр (Тыва)
Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Характерна прерывистая мелодия, можно сказать что это не отдельный "стиль", а характер пения.
·Стиль певца Ойдупаа
История этого стиля весьма удивительна. Ойдупаа Владимир Оюн сидел в тюрьме очень долгое время, прямо в тюрьме был выпущен единственный его диск, с абсолютно новым звучанием стиля каргыраа с сопровождаемой игрой на баяне, у этого звучания нашлось множество последователей, и стиль был назван Ойдупаа каргыраа. Такой звук требует весьма большого напряжения.
Алтай
·Кархара (Алтай)
Принцип звукоизвлечения такой же как каргыраа, одновременно более напевное пение нежели каргыраа. Используется большее количество текста, нежели в песнях тувинцев.
Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины", легенды.
·Сыбысхы (Алтай)
Немного похоже на сыгыт и на монгольский Isgeree-hoomei, но это не совсем так. При неизменном звуке в верхнем регистре, нижний звук изменяется и им формируется мелодия в отличии от сыгыт, так же мелодия нижнего регистра поется по - другому нежели в монгольском Isgeree-hoomei, хотя техники более схожие - так же поется не только "ртом", но и носом как и у монголов, в отличии от тувинцев.
Хакасия
·Хай (Хакасия)
Этот вид, хоть и называется Хай - со схожим названием, как у алтайцев, но от него сильно отличается. Так же хакасские Хайчи с помощью Хая рассказывают сказания, легенды. Заметим, что в хакасском хае наблюдается единство мелодической речитации в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпи ческого текста, в отличие от тувинского многоголосного горлового пения с невозможностью во время его исполнения произносить текст. Данное, различие обусловлено физиологическим строением гортани поющих. Так, Б. П. Чернов, В. Т. Маслов обследование певческого аппарата проводили киносъёмкой певцов, непрямой ларингоскопией, рентгентомографией гортани, телерентгенкинематографией, магнитной записью с телеэкрана, звукозаписью. Тщательный анализ четырех наиболее устой чивых стилей тувинского пения выявил механизм образования второго источника звуковых колебаний. Гортань поющего в двухголосной манере представляет собой двухзвуковой генератор, в котором высота нижнего тона образуется голосовыми складками, а в формировании высоты звуко вого тона участвует суженный вход в гортань (сопло) и резонаторные полости глотки и рта. Язык выполняет роль регулятора высоты, осущест вляя специфические движения в зависимости от стилей двухголосого пения. Таким образом, тувинские певцы во время исполнения не сразу могут проговаривать, рассказывать текст.
Аналогичные исследования, проведенные Б. П. Черновым, В. Т. Масловым,показали, что среди хакасских певцов-сказителей имеет место иная вокальная техника, хотя хакасский хай также определяется как горловое пение.
Хай представляет собой мелодическую речитацию в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпического текста. Хакасский вариант определяется исследователями как горловое «одноголосное хри пящее пение». При горловом пении хакасов вестибулярные складки также включаются в работу одновременно с голосовыми. Отличительной особен ностью в каждом отдельном случае является форма и степень сокращения входа в гортань. Если в тувинском хоомее вестибулярные складки форми руют круглое свистковое отверстие диаметром 1-1,5 мм, то в хакасском это отверстие имеет больший диаметр - 3-5 мм и каплевидную форму. Положение гортани менее фиксировано, чем у тувинцев. Она подвижна, как при речевой функции. Продолжительность дыхания у хакасов менее емкая, что обусловлено, по-видимому, большим диаметром отверстия вес тибулярных складок. При хае язык работает, как при речи, не являясь регу лятором высоты.
Сибирь
Особняком стоит сибирское пение дзарин, которое, будучи сильно обертонированным, тем не менее по способу звукоизвлечения стоит ближе к обычному голосу, чем к хоомей или каргыраа.
Монголия
·Isgeree-hoomei (Монголия)
Хоть Монголы и Тывинцы принадлежат к разным языковым группам,названия стилей у них схожие (Khoomei - Hoomij). Чем - то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт.
·Charchiraa-hoomei (Монголия)
В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с тывинским, но все - таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические" и звук несколько другой.
Башкирия
·Узляу (Башкирия)
Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише, чем-то похоже на колыбельный хоомей (есть и такая разновидность)
Тибет
·Dzho-Kay.
(Или Тибетское горловое пение)
Северная Африка
·Umngqokolo Umqang. (Северная африка)
Пение племен Xhosa (Северная африка) в женском исполнение Umngqokolo Umqang. Весьма непростое исполнение, на фоне очень низкого для женщины динамического тона (аля каргыраа) - обертонная мелодия со сложным ритмом. Звукоизвлечение скорее всего такое же как в технике "думчуктар" (Тыва), то есть так называемое носовое пение. Информации по Umngqokolo Umqang практически нет
2.8 Чукотка
·Женское горловое пение девушек Чукотки
Заключение.
Собирая материал по теме «Горловое пение разных народов», я поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время. Горловое пение вызывает интерес у каждого, кто хоть раз слышал его. Кажется совершенно невероятным, что эти звуки исходят от человека. Интерес к этой музыке подогревается ощущением древности и мистичности происходящего, прикосновением к одному из самых загадочных и непонятных чудес древней культуры.
Чтобы ощутить гармонию этой необычной музыки, необходимо настроиться. Конечно, она непривычна, это не популярные мелодии, которые мы можем слушать каждый день в повседневной обстановке. Мимолетное знакомство может привести к отвержению непонятной музыки. Однако есть одна особенность гортанного пения - вызывать измененные состояния сознания. С его помощью мы можем прикоснуться к состояниям и энергиям очень древним, истинным и мощным.
Итак, горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.
Горловое пение по сути своей отличается от обычного самостоятельным использованием дополнительных резонаторов при извлечении звуков — трахеи, языка и носовой полости. Эта особенность позволяет петь одновременно двумя, тремя голосами.
Я выполнила все поставленные перед собой задачи.
Нашла информацию о тувинском, алтайском, башкирском, хакасском и монгольском горловом пении. Все сведения я постаралась проанализировать, выделила различные стили в горловом пении каждого народа, нашла сходства и различия в горловом пении разных народов.
Список литературы:
1.А. Н. Аксёнов. "Тувинская Народная Музыка". Музыка Москва 1964 год.
2.З. К. Кыргыс. "Тувинское горловое пение". Исследования этномузыковедическое. "Наука" 2002 год. Новосибирск.
3.З. Кыргыс "ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.
4.Мазай Л.Ю. Ментальные основания музыкальной культуры хакасов. Научное издания. Абакан.2007.Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова
5.Рахимов Р. Г. Башкирское горловое пение «узляу» в традиционной музыкальной культуре // Музыковедение, 2005.– № 3. – С. 22-26.
6.Чатхан: История и современность. Материалы 2-ого Междунородного симпозиума по чатханной музыке и горловому пению. Издательство: Хакасское книжное. Абакан.2005 год.
7.Чернов Б. П. О физиологии механизма тувинского и хакасского горлового пения Б. П. Чернов Проблемы хакасского фольклора - Абакан, 1982. - С. 87-93. Анализ представлен и в другой работе Чернова Б.П. «Физиологические основы горлового пения тувинцев и хакасов.
8.Музыкальная энциклопедия. Издательство "Советская энциклопедия" "Советский композитор". Гл.редактор. Ю. В. Келдыш. Москва 1973.
9.https://www.rutvet.ru/in-gorlovoe-penie-gde-ono-rasprostraneno-i-kak- nauchitsya-raznym-tehnikam-8314.html#gde-rasprostraneno-gorlovoe-penie
10. С сайта https://www.rutvet.ru
11. http://gorodmasterov.kiev.ua/review/o-gorlovom-penii
12. http://ethnosfera.com/throat-singing/
13.http://shamantuva.ru/?yclid=1682190651341949321
Складниченко Л.Е. Горловое пение разных народов // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона - тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир.
Общие сведения о горловом пении.
Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия.
Происхождение горлового пения
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы), и монгольских (монголы, калмыки) народов. У алтайцев распространён стиль кай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу.
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Стоит отдельно выделить тибетское горловое пение (стили "гюке", "дзоке", "гьер"). Суть этого пения в том, что монахи "настроены" каждый на свою ноту и при хоровом исполнении получается удивительный эффект.
Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.
Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.
Виды горлового пения
Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
Тувинское горловое пение
·Хоомей (Тыва)
В основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий" стиль. На фоне мелоди в среднем регистре звучит обертон основного голоса - мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом либо без него.
·Сыгыт (Тыва)
На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ
·Каргыраа (Тыва)
Низкий гортанный звук. Протяжное пение, с текстом и без. В этом стиле также наряду с 2-х звучием возможно 3-х звучие.
·Эзенгилээр (Тыва)
Звук стиля эзегилээр похож на стиль сыгыт, но этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы.
·Борбаннадыр (Тыва)
Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Характерна прерывистая мелодия, можно сказать что это не отдельный "стиль", а характер пения.
·Стиль певца Ойдупаа
История этого стиля весьма удивительна. Ойдупаа Владимир Оюн сидел в тюрьме очень долгое время, прямо в тюрьме был выпущен единственный его диск, с абсолютно новым звучанием стиля каргыраа с сопровождаемой игрой на баяне, у этого звучания нашлось множество последователей, и стиль был назван Ойдупаа каргыраа. Такой звук требует весьма большого напряжения.
Алтай
·Кархара (Алтай)
Принцип звукоизвлечения такой же как каргыраа, одновременно более напевное пение нежели каргыраа. Используется большее количество текста, нежели в песнях тувинцев.
Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины", легенды.
·Сыбысхы (Алтай)
Немного похоже на сыгыт и на монгольский Isgeree-hoomei, но это не совсем так. При неизменном звуке в верхнем регистре, нижний звук изменяется и им формируется мелодия в отличии от сыгыт, так же мелодия нижнего регистра поется по - другому нежели в монгольском Isgeree-hoomei, хотя техники более схожие - так же поется не только "ртом", но и носом как и у монголов, в отличии от тувинцев.
Хакасия
·Хай (Хакасия)
Этот вид, хоть и называется Хай - со схожим названием, как у алтайцев, но от него сильно отличается. Так же хакасские Хайчи с помощью Хая рассказывают сказания, легенды. Заметим, что в хакасском хае наблюдается единство мелодической речитации в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпи ческого текста, в отличие от тувинского многоголосного горлового пения с невозможностью во время его исполнения произносить текст. Данное, различие обусловлено физиологическим строением гортани поющих. Так, Б. П. Чернов, В. Т. Маслов обследование певческого аппарата проводили киносъёмкой певцов, непрямой ларингоскопией, рентгентомографией гортани, телерентгенкинематографией, магнитной записью с телеэкрана, звукозаписью. Тщательный анализ четырех наиболее устой чивых стилей тувинского пения выявил механизм образования второго источника звуковых колебаний. Гортань поющего в двухголосной манере представляет собой двухзвуковой генератор, в котором высота нижнего тона образуется голосовыми складками, а в формировании высоты звуко вого тона участвует суженный вход в гортань (сопло) и резонаторные полости глотки и рта. Язык выполняет роль регулятора высоты, осущест вляя специфические движения в зависимости от стилей двухголосого пения. Таким образом, тувинские певцы во время исполнения не сразу могут проговаривать, рассказывать текст.
Аналогичные исследования, проведенные Б. П. Черновым, В. Т. Масловым,показали, что среди хакасских певцов-сказителей имеет место иная вокальная техника, хотя хакасский хай также определяется как горловое пение.
Хай представляет собой мелодическую речитацию в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпического текста. Хакасский вариант определяется исследователями как горловое «одноголосное хри пящее пение». При горловом пении хакасов вестибулярные складки также включаются в работу одновременно с голосовыми. Отличительной особен ностью в каждом отдельном случае является форма и степень сокращения входа в гортань. Если в тувинском хоомее вестибулярные складки форми руют круглое свистковое отверстие диаметром 1-1,5 мм, то в хакасском это отверстие имеет больший диаметр - 3-5 мм и каплевидную форму. Положение гортани менее фиксировано, чем у тувинцев. Она подвижна, как при речевой функции. Продолжительность дыхания у хакасов менее емкая, что обусловлено, по-видимому, большим диаметром отверстия вес тибулярных складок. При хае язык работает, как при речи, не являясь регу лятором высоты.
Сибирь
Особняком стоит сибирское пение дзарин, которое, будучи сильно обертонированным, тем не менее по способу звукоизвлечения стоит ближе к обычному голосу, чем к хоомей или каргыраа.
Монголия
·Isgeree-hoomei (Монголия)
Хоть Монголы и Тывинцы принадлежат к разным языковым группам,названия стилей у них схожие (Khoomei - Hoomij). Чем - то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт.
·Charchiraa-hoomei (Монголия)
В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с тывинским, но все - таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические" и звук несколько другой.
Башкирия
·Узляу (Башкирия)
Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише, чем-то похоже на колыбельный хоомей (есть и такая разновидность)
Тибет
·Dzho-Kay.
(Или Тибетское горловое пение)
Северная Африка
·Umngqokolo Umqang. (Северная африка)
Пение племен Xhosa (Северная африка) в женском исполнение Umngqokolo Umqang. Весьма непростое исполнение, на фоне очень низкого для женщины динамического тона (аля каргыраа) - обертонная мелодия со сложным ритмом. Звукоизвлечение скорее всего такое же как в технике "думчуктар" (Тыва), то есть так называемое носовое пение. Информации по Umngqokolo Umqang практически нет
2.8 Чукотка
·Женское горловое пение девушек Чукотки
Заключение.
Собирая материал по теме «Горловое пение разных народов», я поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время. Горловое пение вызывает интерес у каждого, кто хоть раз слышал его. Кажется совершенно невероятным, что эти звуки исходят от человека. Интерес к этой музыке подогревается ощущением древности и мистичности происходящего, прикосновением к одному из самых загадочных и непонятных чудес древней культуры.
Чтобы ощутить гармонию этой необычной музыки, необходимо настроиться. Конечно, она непривычна, это не популярные мелодии, которые мы можем слушать каждый день в повседневной обстановке. Мимолетное знакомство может привести к отвержению непонятной музыки. Однако есть одна особенность гортанного пения - вызывать измененные состояния сознания. С его помощью мы можем прикоснуться к состояниям и энергиям очень древним, истинным и мощным.
Итак, горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.
Горловое пение по сути своей отличается от обычного самостоятельным использованием дополнительных резонаторов при извлечении звуков — трахеи, языка и носовой полости. Эта особенность позволяет петь одновременно двумя, тремя голосами.
Я выполнила все поставленные перед собой задачи.
Нашла информацию о тувинском, алтайском, башкирском, хакасском и монгольском горловом пении. Все сведения я постаралась проанализировать, выделила различные стили в горловом пении каждого народа, нашла сходства и различия в горловом пении разных народов.
Список литературы:
1.А. Н. Аксёнов. "Тувинская Народная Музыка". Музыка Москва 1964 год.
2.З. К. Кыргыс. "Тувинское горловое пение". Исследования этномузыковедическое. "Наука" 2002 год. Новосибирск.
3.З. Кыргыс "ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.
4.Мазай Л.Ю. Ментальные основания музыкальной культуры хакасов. Научное издания. Абакан.2007.Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова
5.Рахимов Р. Г. Башкирское горловое пение «узляу» в традиционной музыкальной культуре // Музыковедение, 2005.– № 3. – С. 22-26.
6.Чатхан: История и современность. Материалы 2-ого Междунородного симпозиума по чатханной музыке и горловому пению. Издательство: Хакасское книжное. Абакан.2005 год.
7.Чернов Б. П. О физиологии механизма тувинского и хакасского горлового пения Б. П. Чернов Проблемы хакасского фольклора - Абакан, 1982. - С. 87-93. Анализ представлен и в другой работе Чернова Б.П. «Физиологические основы горлового пения тувинцев и хакасов.
8.Музыкальная энциклопедия. Издательство "Советская энциклопедия" "Советский композитор". Гл.редактор. Ю. В. Келдыш. Москва 1973.
9.https://www.rutvet.ru/in-gorlovoe-penie-gde-ono-rasprostraneno-i-kak- nauchitsya-raznym-tehnikam-8314.html#gde-rasprostraneno-gorlovoe-penie
10. С сайта https://www.rutvet.ru
11. http://gorodmasterov.kiev.ua/review/o-gorlovom-penii
12. http://ethnosfera.com/throat-singing/
13.http://shamantuva.ru/?yclid=1682190651341949321