Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Прищепа С.А. Применение здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании

Библиографическое описание:

Прищепа С.А. Применение здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

По данным медицинских работников города Санкт-Петербурга за последние годы резко выросло количество детей с различными заболеваниями. Так, возросло количество детей с хроническими патологиями, увеличилось количество среди подрастающего поколения тех, кто подвержен сезонным заболеваниям, всё больше и больше рождается детей с различными рода отклонениями. Все это вызывает серьёзные опасения не только у родителей, но и у врачей, педагогов, государства. Именно поэтому на самых разных уровнях стали говорить о важности детского здоровья, о способах его сохранения и корректировки.

Забота о здоровье является процессом поддержания и развития психических и физических возможностей человека.

На здоровье человека оказывают влияние различные факторы: наследственность, экология, образ жизни, перенесённые заболевания и пр. Поэтому, о здоровье человека говорят в различных отраслях наук.

Все мы прекрасно понимаем, что основы здорового образа жизни закладываются с детства. Поэтому, над здоровьем начинают работать еще в дошкольных образовательных организациях, продолжают в школе, а потом эта практика переходит и в повседневную жизнь каждого человека.

Из-за такого пристального внимания к здоровью в образовательных организациях стали говорить о здоровьесберегающих технологиях. Рассмотрим некоторые из них.

1. Проведение зарядок в начале учебного дня. Перед уроками многие учителя организуют зарядки для своих учеников, заранее обговаривая с ними время начала. В процессе проведения зарядок педагоги используют различные видео, музыку, презентации. Все это позволяет повысить интерес детей к их подвижности, а так же даёт возможность настроить учащихся на рабочий лад.

2. Во время уроков педагоги проводят физминутки, позволяющие снять эмоциональное, физическое напряжение, приобретённое за время урока. Кто-то выполняет с учениками простые, традиционные упражнения, а кто-то включает в физминутки элементы интерактива.

3. Не только физминутки используют в школах, но так же и гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз способствует профилактике нарушений зрения, снимает зрительное напряжение, позволяет повысить зрительную работоспособность. Улучшение кровообращения в процессе такой гимнастики притормаживает развитие глазных заболеваний. При проведении гимнастики для глаз повышается работоспособность, происходит эффективное усвоение учебного материала.

4. Проведение пальчиковых гимнастик способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, оттачиванию дифференцированных движений пальцами рук.

5. На переменах или перерывах между занятиями лучше всего проводить игры малой и средней подвижности. Можно использовать различный спортивный инвентарь: мягкие мячи, кегли, скакалки, обручи. Лучше всего проводить игры в рекреации школы. Во-первых – в рекреации больше свободного места. Во-вторых - в это время можно организовать проветривание кабинета.

6. Прогулки на свежем воздухе между уроками и дополнительными занятиями способствуют укреплению детского иммунитета; развивают силу, глубину дыхания; улучшают кровообращение, повышают выносливость.

7. В рамках прогулок можно проводить закаливающие процедуры, подвижные игры, эстафеты и др. Закаливание будет обеспечивать хорошую работу иммунитета.

8. Дыхательные гимнастики благоприятно влияют на кровообращение, работу лёгких. Лучше всего проводить дыхательную гимнастику на улице.

9. Запрет на использование сотовых телефонов в образовательных организациях благоприятно влияет на физическое и психическое здоровье обучающихся. Если в школе ребёнок не играет в телефон, то наблюдается благоприятное влияние на зрение ученика. Его психо-эмоциональный фон не подвержен постоянным волнообразным колебаниям.

10. Релаксационная составляющая в школе крайне важна. Для этого можно проводить минутки прослушивания классической музыки, звуков природы и т.д.

Проведение уроков (занятий) здоровья позволяют:

· приобщить детей к миру здоровья;

· раскрыть тайны работы нашего организма;

· отработать на практике основные моменты поддержания здоровья.

Проведение встреч с доктором школы позволяет учащимся задать интересующие вопросы врачу о здоровье и способах его поддержания.

Экскурсии в музеи здоровья способствуют повышению интереса к своему организму. Посещение таких музеев позволяет воочию увидеть многие вещи, которые были скрыты от детских глаз до этого.

Безусловно, невозможно проводить только работу с детьми, необходимо так же проводить беседы, родительские собрания, консультации на тему здорового образа жизни и с родителями. Ведь многие семьи даже не подозревают о важности многих моментов в здоровье их детей.

Проведение семейных спортивных мероприятий позволяет сплотить коллектив детей и родителей, семьи в целом. Воспитывает командный дух, способствует формированию активной жизненной позиции, развивает интерес к своим физическим способностям, а некоторые способны раскрыть в себе совершенно новые качества.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, хотелось бы отметить, что в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения должны принимать участие не только педагоги и врачи, но и родители.

Библиографический список1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народной образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Прохорова, Г.Е. Технологии сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса / Г.Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ – 2019. – №6. – С.15-20.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
2023