НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексанкина Н.В. Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «В мире доброты»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Цель:
способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.
Задачи:
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
-вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим;
-учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
-формировать умение работать в коллективной творческой работе «Дерево доброты».
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал: зерна, цветок, книги, игрушки, дерево объёмное, сердечки из цветной бумаги (домашние заготовки).
Предварительная работа: Чтение художественных произведений В.Осеева «Три товарища», «Волшебное слово». Стихи о добре. Сказка «Добро и зло».
Домашнее задание: «Подумай какой доброе дело ты сделал?»

Ход ОД

(Дети сидят на стульчиках, звучит музыкальная композиция из мультфильма «Приключение поросёнка Фунтика» - «Доброта»)
Воспитатель: Сегодня наш разговор пойдёт о доброте. Удивительное, волшебное слово!
Воспитатель: Встаньте около стульчика и протяните ладошки к солнышку. Потрите их одна о другую. Тепло?
Приложите ладошки к своему сердечку. Тепло?
Опять потрите свои ладошки и подарите тепло и доброту сердечку вашего соседа и справа и слева. Возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. (Присаживайтесь на стульчики).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?
(Дети отвечают). (Верно).
Воспитатель: Знаете, а добро бывает разное.
- Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать.
- Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.
- Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родные люди. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают /добрые слова, поступки, доброе сердце)
Воспитатель: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.
- Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – доброта. (Повторяют хором вместе с воспитателем).
- А теперь тихо произнесем это слово. (Повторяют хором вместе с воспитателем).
Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, то, что полезно людям то, что предотвращает беду.
- Дети, в давние времена — это слово произносили мягко – доброта.
Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!
Игра «Вежливые слова»
Воспитатель: Я начинаю фразу, а вы продолжаете:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Подумайте и скажите о ком или, о чем можно сказать «добрый»?
Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, утре, пути.
Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…
Воспитатель: Если человек добрый, о нем ещё можно сказать, что он еще какой?
Дети: внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый…
Воспитатель: Дети, а если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, дерется
Воспитатель: «Зло – это беда, зло – это несчастье, зло – это неприятность, зло – это злость. Зло побуждает совершать плохие поступки».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)
Воспитатель: - Про добро много написано и рассказов, стихов и сказок.
Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Сказочный герой – добрый и злой».
Для этого вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а какие – нет.
Я показываю сказочного героя, если он добрый, то хлопаем в ладоши, если злой – грозим пальчиком.
Игра «Подбери пару Добрый и злой герой сказки»
(Детям предлагаются картинки с изображением добрых и злых сказочных героев. Нужно найти героев одной сказки).
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в сторону развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, к этому столу. Видите, как много здесь разных предметов (зерна, книга, цветок, лист бумаги), с их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите какой?
Дети: Зернами можно накормить птиц, цветок подарить, на листе бумаги нарисовать подарок, книгу починить…
Воспитатель: Ребята, у меня есть дерево, предлагаю вам его оживить. А оживим это дерево сердечками ваших добрых дел, добрых поступков. (Дети подходят к дереву, называют доброе дело и вешают свои сердечки)
Дети: примерные ответы
– Я помогла своей бабушке вынести мусор
– Я накормила уличного котёнка и принесла ему кукольное одеяльце, чтоб он не замёрз.
– Я всегда защищаю девочек.
Педагог: Какое красивое дерево у нас получилось! Как мы его назовём?
Дети: Дерево добрых сердец!! Или дерево добрых дел.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Доброта – это важное человеческое качество.
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
Заключительная часть
Ребята скажите мне, о чем мы сегодня беседовали? (Ответы детей)
Воспитатель: -Вы все сегодня молодцы.

Самоанализ проведения занятия по нравственному воспитанию «В мире доброты»

Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 10 человек.
Цель:
Способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.
Задачи:
образовательной - расширение представлений о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека
 развивающей: - совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
- формировать умение работать в коллективной творческой работе «Дерево доброты»
воспитательной: -учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.
Которые реализованы были за счёт следующих задач:
- расширить понятие «доброта»,
- развивать коммуникативные навыки, диалоговую речь,
- воспитывать доброе отношение друг к другу, ко всем людям;
- мотивировать детей на добрые поступки;
Тема занятия очень актуальна в наши дни, т.к. в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей. Тема и материал к занятию подобраны в соответствие возраста и интереса ребят.
Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя детей, развёртывание самой ситуации. Это решалось посредством- психогимнастики. Она проведена для организации детей и создания у детей положительного настроя;
Ситуативная беседа – высказывания детей по заданному вопросу. Особое внимание уделялось малоактивным детям, которые пытались вывести на диалог в форме «вопрос-ответ».
Таким образом, используемые методы и приёмы в данной части ОД позволили поддержать интерес детей и привлечь на дальнейшую деятельность.
Воспитательная задача осуществлялась на протяжении всего занятия через фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы с детьми. Под воздействием включения в занятие отрывков стихотворного текста.
На занятии применяла фронтальную, групповую, самостоятельную работу, в процессе которой развивалось мышление, закреплялись и обобщались приобретённые знания, стимулировалась познавательная активность детей.
Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения была использована физкультминутка, которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.
На протяжении всего занятия старалась поддерживать доброжелательные отношения между детьми и педагогом, детьми и детьми, тем самым способствовала формированию доброжелательных отношений.
Цели и задачи, запланированные на занятии, были успешно реализованы с помощью используемых приёмов и методов. Ребята на занятии работали активно.
Перспектива дальнейшей работы:
1. Продолжать свою работу опираясь на личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО.
2. Активизировать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (для обеспечения эмоционального благополучия детей).

Список литературы

1.       Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
2.       Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3.       Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности /авт.-сост. С.М. Панина. –Волгоград: Учитель, 2012.
4.       Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. –М.: АРКТИ, 2014.
5.       Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. –М.: ТЦ Сфера, 2016.
2019