НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Цицорина О.В. О проблемах обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


С каждым годом число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями неуклонно растёт. Так, если в 2017г. процент инвалидизации среди детского населения Белгородской области был равен 1,7%, то к 2022 он вырос до 2,1%. Кажется, небольшой прирост процентного соотношения, но по факту он равен 1200 людям, т.е. на сегодняшний день каждый сороковой ребенок является инвалидом. Данную тенденцию можно отследить в любом ДОО - почти в каждой группе есть хотя бы один, а то и двое воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий», т.е. дети с нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, психических функций, опорно-двигательного аппарата.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации данных требований при работе с детьми с ОВЗ в детском саду часто встречаются следующие проблемы:
 - в детских садах и школах отмечается нехватка специалистов (дефектологов, психологов, тьюторов);
- не все педагоги готовы работать с детьми с ОВЗ в силу своих личных убеждений или профессиональных качеств (неподготовленности, отсутствия специального узконаправленного образования);
- наполняемость групп (если говорить о группах комбинированной направленности, которые являются наиболее встречающимися в детских садах) по САНПин регламентируется следующим образом:
 а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет:
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития;
Кроме того, не все родители готовы принять детей с ОВЗ (как своих, так и чужих). Одни не хотят верить в то, что их ребёнок особенный, а другие просто не понимают, что тот мальчик в инвалидном кресле тоже человек, личность, и он так же, как и обычный ребенок хочет общаться, играть и познавать мир так, как ему позволяют его возможности.
Сами дети с ОВЗ часто встречаются с трудностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх.
Стоит так же обратить внимание на подготовленность остальных (обычных) детей в группе ДОО к встрече с ребенком с ОВЗ-не все малыши могут с первого дня воспринять нового члена группы как равного себе, не обращая внимание на его особенности.
Кроме того, в фокусе так же и материально-техническое оснащение ДОО. Рассчитывая возможность посещения комбинированной группы детьми с ОВЗ нужно иметь в арсенале каждой группы наборы узконаправленных игр, пособий, раздаточного материала по различным нарушениям здоровья детей. Так, например, для детей с нарушениями зрения хорошо заготовить игры, направленные на развитие остаточного зрения (н-р, «Цветные крышечки»); на поисковую функцию зрения (н-р, «Геометрические снежинки», «Найди отличия»); на развитие слухового восприятия, умения различать звук (н-р, «Чем играем?»); на развитие осязательного восприятия слепых детей (н-р, «Мячики и кубики», «На ощупь») и др.
Для детей с нарушениями интеллекта и психических функций можно порекомендовать игры на развитие цветовосприятия, зрительной памяти, внимания, развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения, развитие памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетенции, повышение психической активности детей (игры «Дотронься до…», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Какого цвета не стало?» и прочие.)
Для детей с нарушениями слуха используются игры на развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи и обогащение представления детей о звуках окружающего мира (н-р, «Барабан или гармошка», «Один и много», «Чей голос?») и др.
В заключение хотелось бы отметить, что всё вышеперечисленное является полем для широкомасштабной, специфической деятельности и требует большого финансового и методического сопровождения. Консультации с разъяснением основных механизмов и особенностей инклюзивного образования для родителей, проведение педсоветов, круглых столов для педагогов, беседы об особенных детях с воспитанниками и тесная работа с психологами, деффектологами и логопедами способны оказаться хорошим подспорьем в реализации воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ДОО.
 Таким образом, несмотря на то, что сама по себе инклюзия уже не нова, на рабочих местах все еще существует ряд практических проблем. И решить мы сможем их только сообща. Как показывает статистика, число детей с ОВЗ отнюдь не уменьшается, а значит система инклюзивного образования не будет забыта. И нам (и педагогам, и родителям) рано или поздно придется принять особенных детей, придется корректировать свою работу, просвещать родительскую общественность, писать индивидуальные программы для детей с ОВЗ, учиться и свыкаться с необходимостью некоторой перестройки педагогического подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 19.08.2022).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2013/07/19/sanpin-dok.html (дата обращения: 19.08.2022)

2022