Варианты интеграции учебных курсов «ОБЖ» и курсов «химии» и «физики»
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, таким образом можно сказать, что ОБЖ – самый интегрируемый предмет. [1]Образовательная область "Основы безопасности жизнедеятельности" создавалась на основе накопленного в стране опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Анализ методической литературы показал, что предмет "Безопасность жизнедеятельности" прежде всего, призван отражать насущные проблемы человечества. В условиях, когда возможности отдельного человека и общества в целом весьма ограничены, вероятность гибели сообществ людей и отдельно взятого человека становиться крайне велика, что порождает возрастающую необходимость изучения этого предмета. Следует отметить, что знания в области безопасности жизнедеятельности предполагают взаимосвязь с другими школьными курсами. [2]
Физика и химия изучает вещества и их свойства, но объектом физики является молекулярный уровень строения вещества, а объектом химии – атомный. Основная линия систематизации учебного материала по физике и химии – воссоздание целостной теории строения вещества на основе перехода от атомно-молекулярного учения к электронной теории.
Изучая основы безопасности жизнедеятельности, учащиеся изучают темы, с которыми первоначально знакомятся на уроках химии. Это правила возникновения и прекращения горения, правила обращения с бытовой химией. В старших классах учащиеся изучают тему «Спирты», акцентируют внимание на вредное влияние алкоголя, изучают действие никотина на организм человека, более детально узнают о радиации и радиоактивных веществах. Данные вопросы могут быть темами исследовательских работ, проектов.
При изучении правил дорожного движения, учитель обращается к знаниям учащихся о движении, инерции. Как влияет скорость движения на длину тормозного пути автомобиля.
При рассмотрении вопросов об измерении температуры, теплопроводности необходимо поговорить с учащимися о том, как надо одеваться в холодную погоду, в гололед, летом в жару. Если очень холодно, то обязательно надевать белье - майки или футболки из хлопка, они очень тонкие, но создают дополнительный слой воздуха, который препятствует общему охлаждению, защищает от переохлаждения почки человека. Следует отметить, что очень важно иметь соответствующую обувь, толстая подошва защитит от переохлаждения весь организм. В сильные морозы очень опасно долго стоять, лучше двигаться - пройтись пешком. Такие примеры необходимы, они обращают внимание подростков на бережное отношение к себе, к своему здоровью.
На уроках изучения природных явлений, учитель рассказывает о молнии, ее природе, опасности для человека и промышленных объектов, обязательно записываются правила поведения в грозу - нельзя стоять или располагать палатку около одиноко стоящего дерева, нельзя находиться в воде, нельзя оставаться на возвышении, нужно прятаться в низинах; в сельской местности обязательно отключать телефон, антенну, электричество. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно знания физики помогают защитить себя и близких от беды. Для большей убедительности можно привести примеры действия грозы на людей.
В курсе физики изучаются электрические колебания. Магнитное поле Земли защищает все живое от вредных космических излучений, направляя их в протяженные радиационные пояса. Именно благодаря магнитному полю Земли существует северное сияние - красивое явление в атмосфере северных районов. Сейчас проводятся серьезные исследования влияния электромагнитных излучений разного диапазона на человека. Например, переменное магнитное поле воздействует на атомы железа клеток гемоглобина - кровяных клеток, отвечающих за доставку кислорода тканям организма. Эти действия (колебания атомов под действием силы Лоренца) повышают густоту крови, способствуют образованию тромбов. Нужно говорить о том, что вредны долгие разговоры по сотовым телефонам, т.к. действие электромагнитных излучений на человека еще не изучено, последствия могут быть любыми. Сейчас строят жилые дома вблизи линий электропередач, организуют детские площадки на земле, где проложен электрический кабель, а ведь это очень опасно. Большую возможность предоставляет преподавателю беседа о влиянии компьютера на человека, т. к. при работе компьютера излучается электромагнитное излучение монитора (ультрафиолетовое, рентгеновское), накапливается статический заряд на экране монитора. Об этих вредных факторах необходимо знать, современная жизнь без компьютера невозможна, а дети и подростки проводят за ним много времени.
Таким образом, реализация межпредметных связей происходит на уроке в процессе сообщения новых знаний (устные ответы, разбор проблем или ситуаций, опережающие домашние задания, доклады, выступления и т.д.); в процессе закрепления знаний (разбор проблем или ситуаций, составление сравнительных характеристик, примеры из жизни или практического обучения и т.д.);проведение межпредметных уроков, где одно явление изучается с разных позиций.
Суть межпредметных связей состоит в объединении идей, научных теорий, понятий в процессе скоординированной деятельности учителей разных учебных предметов. Отсутствие тесной взаимосвязи в преподавании в школе основ наук или недостаточное их взаимодействие приводит к тому, что ученики отделяют понятия от предметов, не видят в научном понятии всего многообразия, не умеют использовать полученные знания по одному предмету при изучении другого. Психологи установили, что наличие у школьника глубоких знаний еще не гарантирует их эффективного применения. Но благодаря межпредметным связям удается повысить эффективность учебного процесса. [1]
Литература
1. Максимова В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения», М., «Просвещение»,1984.2. ОБЖ в школе, №5, «Интеграция и интегрированный метод»,1991.