Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Жаворонкова Л.Ю. Значение игры в развитии фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Библиографическое описание:

Жаворонкова Л.Ю. Значение игры в развитии фонематического слуха у детей с нарушениями речи // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.

Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.

-Для успешного развития фонематического слуха педагог должен учитывать возрастные и психологические особенности детей.

- Тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого воспитанника.

- Во время работы со звуками, в группе не должно не быть тишины все стараются и произносят, шепчут и слушают звуки.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, всех фонематических процессов, что вызывает трудности в овладении грамотным чтением и письмом и во всём процессе обучения.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Помимо нарушения звукопроизношения у детей с нарушениями речи часто недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи.

При нарушении формирования фонематической стороны речи у детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

- нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

- не различение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития)

Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра.

Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

Игры на развитие фонематического слуха:

1. «Услышь звук»

Игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

2. «Кто это такой?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.

Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

3. «Птичка»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Говорите малышу, что к вам прилетел в гости птенец. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко... та-то-ту... ша-ча-ша... ма-ма-на... »

4. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

5. Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3. Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Несложная система игр позволит воспитателю самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвидеть возникновение речевых нарушений. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Литература

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие: соц.-полит. журн. – М., 1994.

Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
2023