НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мовсесова И.В. Использование современных образовательных технологий в деятельности музыкального руководителя ДОУ

Библиографическое описание:

Мовсесова И.В. Использование современных образовательных технологий в деятельности музыкального руководителя ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но и оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития детей. В этом плане нам, как музыкальным руководителям, отводится особая роль. Поэтому цель работы музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности воспитанников; формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве. Приобщение к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду.

Применение современных образовательных технологий помогает развивать у детей чувство ритма, музыкально-ритмические движения, певческие и творческие способности во всех видах музыкальной деятельности.

Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения и внедрения арсенала традиционных и новых образовательных технологий.

В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

игровые;

здоровьесберегающие;

информационно-коммуникативные и др.

Цельиспользования игровых технологий
заключается в повышении интереса воспитанников к музыкальной деятельности.

Музыкальные, коммуникативные и интерактивные игры, танцы, игровые методики обучения детей движению (по методу Карла Орфа) и пению (по методу О.В. Кацер), музыкально-дидактические и авторские игры повышают уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия. Получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

Так, например, на музыкальном занятии «Волшебный мир музыки» с использованием игровых технологий для детей старшей группы активно использовались музыкально-дидактические игры «Зверюшки-музыканты», «Будь внимательным», игра «Чей кружок быстрее соберётся». В ходе игры развивается тембровый и динамический слух, повышается внимание детей, желание самостоятельно выполнять различные задания. Благодаря игровой деятельности прививается любовь и интерес к музыкальному искусству. Воспитанники приобретают новые знания и умения.

Интенсивное развитие современного общества предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. В том числе забота взрослых о здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ способствует
сохранению и укрепление психического и физического здоровья детей. Такие техники, как логоритмика, ритмопластика, музыкальная пальчиковая гимнастика, валеологические распевки являются тому примером.

Они не только способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников, но и укрепляют их здоровье на музыкальных занятиях. Например, валеологические распевки в начале занятия не только подготавливают голос к пению, но и поднимают настроение, задают позитивный тон на весь день, способствуют позитивному восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в группе.

Разработанные в процессе обучения такие средства и технологии, как:

фонотеки «Ритмика», «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», картотека по логоритмике и пальчиковым играм способствуют активному развитию речи и музыкальности детей; обучают взаимодействовать со сверстниками, помогая детям преодолевать барьеры в общении; лучше понять себя и других; снимают психическое напряжение; дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью; сохранить высокую работоспособность.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий является оздоровление детей, укрепление физического и психического здоровья, стабилизация эмоционального состояния воспитанников.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также создают условия для полноценного воспитания и развития музыкальных и творческих способностей детей, формируют их личность, расширяют возможности работы музыкального руководителя в целях формирования у воспитанников устойчивого познавательного интереса к музыкальной деятельности.

Активно используются на музыкальных занятиях аудиозаписи песен и инструментальных композиций для обучения детей танцевальным движениям. Помогает в обучении такой приём, как просмотр видеозаписи выступлений танцевальных коллективов. Это способствует выразительному и качественному выполнению движений воспитанниками. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, так как информация передаётся в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование информационных технологий в музыкальном воспитании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Например, просмотр презентации «Весна–Красна» на занятии с использованием ИКТ помогает ребятам зрительно увидеть и почувствовать всю красоту природы весной, желание беречь и заботиться об окружающем мире. ИКТ технологии вызывают у детей огромный интерес: движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, являются стимулом к познавательной активности. Средства ИКТ позволяют сделать процесс музыкального воспитания в детском саду более насыщенным, интересным, ярким, рационально-выстроенным, а, главное, удобным.

В нашей музыкальной копилке хранятся фонотеки по разделам: «Музыка для занятий, утренников», «Вокал», «Танцы, ритмика»; СD-диски с записями детских песен, классической, народной, оркестровой музыки,

необходимой для музыкального развития дошкольников. С использованием компьютерных технологий составляются сценарные материалы для праздников и развлечений, ведется необходимая документация, проводится поиск нужной информацию в сети Интернет, создаются мультимедийные презентации, проводится обработка медиафайлов с целью соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Таким образом, использование современных образовательных информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, игровых технологий делает музыкальные занятия яркими, запоминающимися, интересными и полезными для дошкольников.

Библиографический список1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.

2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. – «Детство – Пресс», 2010.

3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2005.
2023