Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Казимова Е. Н., Потапова Л. В. Профилактика школьной неуспеваемости в дошкольном возрасте (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Нередко слышны жалобы со стороны учителей о низком уровне сформированности знаний, умений учащихся. Нами было решено разобраться в этой проблеме, обозначить причины школьной неуспеваемости детей. Мы задались вопросом, почему один ребенок усердно учит правила, но никак не может применить полученные знания на практике. Другой ребенок наоборот, не прикладывая больших усилий к знанию правил, пишет правильно.
При анализе развития неуспевающих детей было установлено следующее:
А) у большинства неуспевающих детей в раннем возрасте отмечалось недоразвитие психических процессов (несформированность пространственных представлений; недоразвитие мыслительной сферы; недостатки в развитии памяти, внимания, восприятия, графомоторной сферы; несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции; недостатки мотивационной сферы);
Б) недоразвитие речевых компонентов звукопроизношения (пропуск, замена, искажение; нарушение слоговой структуры; недоразвитие операций словообразования, словоизменения; грубое нарушение или недоразвитие грамматического строя речи, связной речи).
Нередко родители и педагоги не обращают никакого внимания на данные проблемы детей, что приводит к неусвоению школьной программы уже на начальном этапе обучения в школе. Это в свою очередь приводит к эмоционально-волевым, поведенческим, коммуникативным нарушениям. Замены звуков в устной речи приводят к заменам букв на письме, пропуск, перестановка слога при воспроизведении слов, к пропуску, перестановке слога при написании слов.
Несформированность функций словоизменения, словообразования приводит к стойким аграмматизмам на письме. Ребенок неправильно образует новые формы слов в устной речи, следовательно пишет так, как произносит ( вместо дома́ - домы, ведра́ - ведры, львы́ -левы, много утков и т.д.). Ошибки при произношении окончаний имен прилагательных, числительных приводят к трудностям усвоения предложно-падежных конструкций. Типичные ошибки - неправильное написание в слуховых диктантах окончаний имен существительных, прилагательных, числительных (вместо зимняя стужа-зимний стужа, весенняя капель - весенний капель, голубое небо - голубая неба и т. д).
Несформированность или недоразвитие связной речи к невозможности пересказа, ответам на поставленные вопросы, самостоятельному составлению рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок в худшем случае, в лучшем будет испытывать значительные трудности при выполнении таких заданий самостоятельно без помощи взрослого.
Школьное обучение построено на восприятии, запоминании, пересказе информации. Если у ребенка отмечается недоразвитие слухового, зрительного восприятия (неумение воспринимать, соотносить, различать, обобщать), внимания (неумение концентрироваться, переключаться, распределять), памяти (неумение запоминать и воспроизводить), определенных компонентов речи, такой ребенок будет испытывать затруднения при усвоении школьной программы.
Получается, что отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других и может привести к различным типам школьной неуспеваемости.
Как же помочь такому ребенку?
Самое главное, вовремя выявить детей, входящих в «группу риска». Далее грамотно донести до родителей и педагогов, работающих с данной категорией детей, объективную информацию об их всестороннем развитии. И, наконец, совместная работа всех участников педагогического процесса по устранению пробелов в развитии этих детей.
Хотелось бы остановиться на практических приемах, играх и упражнениях, направленных на преодоление имеющихся трудностей таких детей.
Много практического материала на развитие познавательных процессов было предложено в пособиях таких авторов как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у дошкольников»; Е.С. Ермакова «Пути развития элементов творческого мышления дошкольников»; Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей».
Эффективные задания и упражнения на развитие звуковой стороны речи в своих пособиях предлагает Т.А.Ткаченко. На формирование слоговой структуры слова в своей практике мы используем упражнения, предложенные Н.С.Четвертушкиной, С.Е.Большаковой. На восполнение «пробелов» в развитии грамматического строя речи, операций словоизменения, словообразования, связной речи предложили О.А.Новиковская, В.С.Володина, С.В.Батяева, Е.М.Косинова, Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова.
Период 3 до 7 лет важен в становлении будущего первоклассника. Именно в этом возрасте происходит активное формирование всех сторон развития личности ребенка. А именно, развиваются высшие психические функции; развивается речь как средство коммуникации, взаимодействия с окружающим миром; формируется эмоционально-волевая сфера. Поэтому для успешного усвоения школьной программы в будущем, очень важно именно в этот период проводить коррекционно-развивающую работу с детьми «группы риска».

Библиографический список

1. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». Методичическое пособие -М:Т.Ц.Сфера,2007г.
2. Венгер Л.А. (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
3. Володина В.С. «Альбом по развитию речи».Серия «Говорим правильно» М. «Росмэн» 2014г.
4. Косинова Е.М. « Грамматическая тетрадь» № 1,№2,№3,№4.
Серия « Предшкольная подготовка» Творческий Центр «Сфера» 2016г.
5. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет».Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.Санкт-Петербург Издательтство: «Корона-Век» 2015г.
6. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 256 с.
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
8.Четвертушкина Н.С.: «Слоговая структура слова» Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.Серия «Практическая логопедия» М.2001г.
2020