Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-4 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ. Особенностями пропедевтического этапа являются глубокая индивидуализация обучения, обеспечивающая возможность развития ребенка по своей собственной траектории и со своей собственной скоростью. Это достигается благодаря использованию определенной последовательности развивающих игр и определенной технологии проведения занятий. В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются: 1. овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; 2. развитие технического и логического мышления; 3. формирование первоначальных представлений о мире профессий; 4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности. Как видно, компьютер в начальной школе должен использоваться не только как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д. Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что в рамках школьного курса учащиеся получают знания, а не развивают мышление, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему. В качестве такого предмета выступает информатика, призванная развить техническое и логическое мышление. Причем, развивать необходимо как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно. Анализ учебных программ по информатики для начальной школы показывает, что все они в той или иной мере сориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Анализ начнем с программы нетрадиционного курса информатики авторов А.В. Горячева, Т.О. Волковой, К.И. Гориной «Информатика в играх и задачах», основная цель которого - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий. Авторы программы предлагают изучать информатику без использования компьютеров. Задания, представленные в рабочей тетради очень сложны, но помогают очень глубоко проникнуть в суть построения алгоритмов, что важно для старших классов. Данный курс, разработанный в 1998 году, удовлетворяет лишь одному требованию стандарта: развитие технического и логического мышления. Основное же требование (овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни) сознательно отодвигается авторами на базовый курс общей школы. В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть, которая заканчивается контрольной работой. I четверть – алгоритмы. II четверть – объекты. III четверть – логические рассуждения. IV четверть – применение моделей для решения задач. Курс «Информатика» авторов Семенова А. Л., Рудниченко Т. А., Щегловой О.В. интегрирует теоретическую и социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся основы технологий мышления и коммуникаций, навыки использования компьютера, информационно-технологические умения и информационно-социологические знания. Курс необязательно связан с компьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одного компьютера. Однако интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут применяться учащимися при изучении различных предметов. Как мы видим, в этом курсе главный упор делается на компьютерную математику, при рассмотрении которой информатика выступает как иллюстратор, средство обучения. Кроме этого в учебной программе не было выявлено тем, связанных с изучением информации, ее видов, способов передачи и хранения. Авторы, возможно, подразумевают объяснение этого материала при рассмотрении различных приемов работы с информационными объектами. Это нецелесообразно, т.к. учащиеся не всегда смогут соотнести информацию, представленную в памяти ПК с информацией, представленной вне памяти ПК. Программа обучения информатике авторов Матвеевой Н.В., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Челак Е.Н. рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет. Цели обучения информатике авторы формулируют следующим образом: 1. формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах; 2. формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем и графиков; 3. получение предметных знаний, умений и навыков: создание простейших текстов, рисунков с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и т.д.; 4. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования; 5. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека. Суммируя, нужно отметить следующее: 1. Все три программы помимо образовательной ценности несут и развивающую ценность, подготавливая выпускника начальной школы к применению полученных знаний и умений на практике. 2. Программа, разработанная в 2003 году авторами Матвеевой Н.В. и др., наиболее полно отражает требования государственного образовательного стандарта и наиболее полно соответствует программе развивающего обучения. Возможно использование для обеспечения практической составляющей и других компьютерных программ: § «Азы информатики», § «Роботландия», § «Мир информатики» (Кирилл и Мефодий). Особенностью обучения информатики в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. Сравнивая компьютерные программы, перечисленные выше, хочется отметить интересные развивающие задания, четкие пояснения, удобный интерфейс. Из всего многообразия становится трудно выбрать удобную и правильную программу для обучения группы школьников или индивидуального ребенка. Как уже было сказано выше, информатика включает разнообразные задания, которые можно решить не бумаге, а можно разнообразить с использованием компьютера, что значительно интереснее и красочнее.
Библиографический список
1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 2. Зайберт А.М., Михасев В.Г. Информатика с методикой преподавания. – М.: Издат. отдел ИПРСПО, 2002. – 18с. 3. Информатика в играх и задачах 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: «Баласс», «Экспресс», 1997. – 144с. 4. Информатика: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы/ А.Л. Семенов, Т.А. Рудчненко, О.В. Щеглова. – М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001. 5. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К.,. Челак Е.Н. Информатика. Учебник для 2 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 167 с. 6. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 287 с.