Исследовательская и проектная деятельность

Козлова М. Н., Костецкая Е. В. Детский проект как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


В условиях модернизации отечественного образования, выстраивая свою работу в соответствии с требованиями ФГОС, дошкольные образовательные учреждения внедряют инновационные технологии и формы организации образовательной деятельности.
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитие творческих, социально-коммуникативных и организаторских способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной познавательной и созидательной деятельности.
Педагогическая практика показала, что эффективным средством развития социально-коммуникативных качеств и творческих способностей дошкольников является проектная деятельность.
При организации проектной деятельности в детском саду, используются два вида проекта: педагогический проект и детский. Каждый из этих видов по-своему ценен, направлен на достижение определенных целей.
Педагогический проект изначально задумывается педагогом, исходя из образовательных целей и ориентируясь на интересы детей.
Детский же проект начинается с интереса ребенка, его вопросов, а затем уже взрослый (не обязательно педагог, возможно и родитель) определяет цели и задачи данной деятельности, как бы поддерживая и развивая детский интерес. В этом основная ценность детского проекта – ребенок погружен в то, что ему поистине интересно.
Образовательно-положительные особенности детского проекта:
1.       Личностно-ориентированный подход к обучению;
2.       Развитие творческих способностей ребенка;
3.       Обучение ребенка способам добычи интересующей его информации.
4.       Формирование у детей навыка самостоятельного поиска, решения нестандартных задач, ориентации в нестандартной ситуации.
5.       Развитие у детей социально-коммуникативных качеств и компетенций.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников является основой позитивной социализации детей в обществе.
Детский исследовательский проект направлен на поддержку инициативы ребенка, как в выборе интересующей его темы, так и в процессе реализации его собственного проекта.
Но ребенок-дошкольник еще не способен самостоятельно осуществлять проектную деятельность, и ему необходима помощь взрослого при фиксации проблемы, формулировке целей и задач, актуализации имеющихся знаний и опыта и при оформлении результатов исследовательской деятельности. При этом чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявлять максимум самостоятельности, инициативы, творчества.
Детская проектно-исследовательская деятельность всегда многоаспектна. В рамках изучения одной темы или проблемы дети включаются в исследовательскую деятельность, творчество, решение социально-нравственных задач, чтение художественной литературы, разнообразную игровую деятельность. Довольно часто, находясь в поиске необходимой информации, ребенок имеет необходимость обратиться в различные социальные, культурные или иные организации города, района, края. Например, в библиотеку, музей, на какое-либо предприятие и пр.
В числе прочего, проектная деятельность обеспечивает положительную динамику речевого развития детей. Дети учатся продуктивному общению друг с другом, со взрослыми (педагогом, специалистом, родителем или другим носителем интересующей его информации), развивается способность ребенка вступать в общение и поддерживать его. Развивается связная речь детей, аналитические возможности и способность ребенка правильно формулировать свои мысли.
Детский проект всегда имеет социальную направленность. Ребенок что-то знает, или узнает в процессе поисково-исследовательской деятельности и готов своими знаниями или открытиями поделиться с другими детьми или взрослыми. Благодаря чему в глазах ребенка повышается значимость образования и усиливается мотивация.
На этапе оформления и презентации результатов детской проектной деятельности у ребенка-исследователя возникает возможность для безграничного творчества. Ведь результаты проекта можно представить в совершенно разном, порой даже очень необычном виде: презентация, песня, книга, выставка, мультфильм и пр.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что детская проектная деятельность является эффективным средством для решения основных задач социально-коммуникативного развития детей. А именно:
·          детьми усваиваются общепринятые нормы и ценности (в том числе моральные и нравственные);
·          развиваются навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
·          ребенок становится более самостоятельным (особенно в поиске новых знаний, интересующей его информации);
·          развивается социальный и эмоциональный интеллект дошкольника, эмоциональная отзывчивость;
·          формируются навыки коллективной деятельности со сверстниками;
·          формируются и активно обогащаются представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
·          дети знакомятся с основами безопасного поведения в быту, социуме, в природе;
·          происходит активное формирование социально-коммуникативных речевых умений.
Список использованной литературы:
1.       Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Пособие для педагогов дошкольных учреждений» // М., Мозаика – Синтез, 2008. – 59 с.
2.       Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании» // М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
3.       Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.


2022-03-29 16:03 2022