НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Елькина Е.А., Каменских Н.А. Описание многофункционального логопедического пособия «Сказки на ладошках»

Библиографическое описание:

Елькина Е.А., Каменских Н.А. Описание многофункционального логопедического пособия «Сказки на ладошках» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Елькина Елена Александровна

Каменских Наталья Александровна

Описание многофункционального логопедического пособия

«Сказки на ладошках»

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей, с нарушениями речи становится особенно актуальной. Так как с каждым годом, по наблюдению специалистов, растет количество детей с различными нарушениями речи.

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. Эти нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими, у них отмечается низкий уровень социализации, обусловленный отсутствием достаточного опыта речевого общения.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка.

Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является театральная деятельность.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное комплексное коррекционное влияние на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Работа над смысловым содержанием сказок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию, поступки героев. При наличии зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе.

Поэтому нам, авторам логопедического пособия «Сказки на ладошках», захотелось разработать и создать яркое, интересное, многофункционального пособие, которое стало бы эмоциональным творческим звеном в логопедической коррекции. И сочетало бы коррекцию нарушений и развитие речи с развитием познавательных интересов и способностей, с развитием высших психических функций, с развитием самостоятельности, эмоциональной активности, творческого потенциала детей.

И все это – через театр, театр СКАЗКИ!

Цель многофункционального логопедического пособия «Сказки на ладошках»: коррекция нарушений и развитие речи детей, через приобщение детей к театральной деятельности.

Задачи:

1. Развивать связную речь детей (монологическую, диалогическую формы речи), коммуникативные навыки.

2. Развивать культуру речи: артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, интонацию, выразительность речи.

3. Развивать высшие психические функции и мелкую моторику.

4. Расширять представления об окружающем мире.

5. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

6. Укреплять веру детей в собственные возможности, развивать навыки публичного выступления.

7. Повысить культурный уровень детей, через знакомство детей с русскими народными сказками, через развитие интереса к театральной деятельности.

8. Стимулировать творческую активность и самостоятельность детей.

Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям дошкольных учреж дений; учителям-логопедам начальной школы, специальных коррекционных школ; учителям-дефектологам, а также родителям.

При использовании данного пособия на логопедических занятиях у детей происходят значимые изменения в формировании и развитии языковых средств в области фонетики, морфологии, лексики, грамматики, связной речи; совершенствуется коммуникативная функция речи; формируются и закрепляются представления об окружающем мире.

Работа над постановкой сказки способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Развиваются у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение). Совершенствуется у детей мелкая моторика пальцев рук.

Театральная деятельность вызывает интерес и желание у детей, она является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Развивает активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность ребенка.

Теоретическая частьМетодическое многофункциональное логопедическое пособие «Сказки на ладошках» используется при работе с учащимися с умственной отсталостью на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Логопедическая работа в специальной коррекционной общеобразовательной школе (СКОШ) для учащихся с умственной отсталостью занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у учащихся СКОШ носят системный характер, для которых характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- нарушение или недоразвитие фонематических процессов;

- бедный словарный запас;

- нарушение грамматического строя речи;

- несформированность или недостаточная сформированность связной речи;

- трудности формирования или нарушения навыков чтения и письма.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.

Актуальность методического многофункционального логопедического пособия «Сказки на ладошках» заключается в том, что оно способствует активизации всех каналов коммуникации умственно отсталых детей: рецептивного /понимание/, организующего /ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами/, экспрессивного /выражение мыслей в устной и письменной речи/.Театрализация же логопедического процесса повышает учебную мотивацию, вносит атмосферу праздника, позволяет детям проявить инициативу, способствует развитию эмоций, творчества. Интересна, как детям, так и самим взрослым. Поэтому мы и обратились к театральной деятельности, как к средству всестороннего развития личности ребенка.

Также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает реализацию таких учебных предметов как «Речевая практика», «Речь и альтернативная коммуникация», которые включают в себя раздел «Изучение русских народных сказок».

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Сказка – это один из лучших образцов народной педагогики!

Именно поэтому, сказка, как сокровищница русского народа, находит широкое применение в различных областях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2023