Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Барышева К.В., Ворожбит А.К., Мальцева Ю.Ф., Немченко И.А. Профориентация и профессиональная подготовка воспитанников: проблемы и перспективы

Библиографическое описание:
Барышева К.В., Ворожбит А.К., Мальцева Ю.Ф., Немченко И.А. Профориентация и профессиональная подготовка воспитанников: проблемы и перспективы // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к труду среди воспитанников детского дома, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Профориентация – составная часть учебно-воспитательного процесса, когда осуществляется ознакомление воспитанников с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к профессиональному самоопределению с учетом личных возможностей и общественных потребностей.

Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с детьми и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь воспитаннику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни). Но и привносит элементы спокойствия в его отношение к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

В организации и проведении профориентационной работы нами использованы следующие формы и методы работы:

· Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические методы представлены нами опросниками, анкетами, тестами.

· Профконсультации - задачи, которых дать каждому воспитаннику обоснованный совет по выбору профессии, соответствующей склонностям и здоровью.

· Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной профессии.

· Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения.

· Деловые игры – это наиболее интересная форма для детей. На основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность.

· Организация профессиональных проб – их задача включить воспитанников в реальные трудовые отношения, которые реализуются через посещения воспитанниками кружков, секций, полезный труд, самообслуживание и т.п.

Результаты анкетирования, наблюдений показали, что для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:

· ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса;

· равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению;

· недостаток критичности; завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

· повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);

· недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

· иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки.

Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности. Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной жизни. Помогают воспитаннику определить реальные личные и профессиональные перспективы по достижению намеченного:

· Формируем позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой деятельности.

· Учим сопереживать и приходить друг к другу на помощь.

· Закрепляем и формируем умения и навыки самообслуживания, общественно-полезного труда.

· Способствуем умению воспитанников вместе преодолевать и переживать трудности.

· Развиваем и поддерживаем творческую инициативу.

· Создаём условия, посредством которых ребенок может проявлять самостоятельность.

· Создаём условия для развития внутренней свободы – способности к объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.

Особое внимание уделяем в своей деятельности ситуации успеха, поощрения. Воспитанники открыто и легко отзываются на данную форму общения. Успех становится первоисточником внутренней собранности и сил воспитанника, рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями, преодолеть их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций – это самое главное в социализации и адаптации в обществе.

Наши воспитанники уже имеют небольшой трудовой опыт. Подростки в летний и осенний период трудились по уборке территории, в зимний период работают в детском доме. Такая подработка формирует у подростков чувство трудолюбия, ответственности за порученное дело, дисциплинирует.

Большинство выпускников выбирают и реализуют вариант, связанный с продолжением образования (преимущественно в учреждениях среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих).

Чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их действия. Необходимо, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение.

Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности воспитанника с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, он мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Список литературы

1. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008. № 4.

2. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008. № 4.

3. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н/Д: " Феникс". 2006.
2024