Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Габышева В.А. Закономерности развития структур головного мозга и их незрелость как причина трудностей поведения детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Проблема с поведением детей разного возраста в настоящее время очень актуальна. Сейчас достаточно часто у младших дошкольников встречается такая проблема, как функциональная незрелость структур головного мозга, что, в свою очередь, негативно сказывается на общем развитии ребенка, его поведении, коммуникации с окружающими и в дальнейшем - на школьной успеваемости.
Структуры головного мозга ребенка совершенствуются и достигают зрелости на разных стадиях развития, начиная с момента зачатия.
Согласно теории А. Р. Лурия, основателя отечественной нейропсихологии, все отделы головного мозга подразделяются на несколько блоков. Первый блок отвечает за активацию серого вещества. Если эта функция недостаточно хорошо развита, то у ребенка может наблюдаться быстрая утомляемость, беспричинная плаксивость, раздражительность, обидчивость, невнимательность. Исправить ситуацию поможет специальная дыхательная гимнастика, двигательная коррекция и массаж.
При недостаточно хорошо развитом втором блоке у дошкольника возникают трудности в пространственном ориентировании, зрительном и слуховом восприятии, также могут проявляться проблемы с памятью.
Третий блок головного мозга отвечает за контроль, регуляцию и программирование. При нарушении работы этой зоны в головном мозге ребенок не соблюдает правила, не может контролировать свое поведение, не умеет действовать по образцу, не соблюдает общепринятые нормы поведения.
Головной мозг у детей очень пластичен и до определенного периода хорошо поддается коррекции и восстановлению. Именно поэтому взрослым важно обратить должное внимание на развитие ребенка с самого раннего возраста, его поведение и способности.
Что может указывать на недостаточность функциональности головного мозга? В первую очередь, к явным признакам относятся излишние необдуманные действия, нарушение двигательной активности или речевого развития в раннем возрасте, проблемы адаптации в детском коллективе, игнорирование игрушек, замкнутость, излишняя застенчивость.
К “поведенческим” проблемам детей раннего возраста специалисты-нейропсихологи относят агрессивность, неуправляемость, грубость, конфликтность, демонстративность, протест, инфантильность, лживость.
Многие дети не умеют подчиняться общим правилам поведения. При этом важно обратить внимание на то, что некоторые не выполняют требования в силу своего “неумения подчиняться”, а другая категория детей не соблюдает общепринятые нормы, так как физически не может контролировать свое поведение (к ним относятся дети с синдромом гиперактивности и нарушением внимания).
Гиперактивный малыш постоянно нуждается в движении. Если же такому ребенку выдвинуть строгие правила поведения, то в результате его мышечное напряжение нарастает и ухудшается работоспособность, он быстро утомляется и страдает невнимательностью. Как следствие всего этого возникает потребность в физической и эмоциональной разрядке - а это, в свою очередь, порождает беспокойство и бесконтрольность поведения.
Другая проблема, которая достаточно часто встречается в поведении детей, - конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми. Подобные трудности чреваты для ребенка психической и эмоциональной нестабильностью и напрямую влияет на социальный статус ребенка в коллективе.
Осознанное нарушение общепринятых норм и правил характерно для демонстративного типа поведения. Зачастую ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание взрослых.
Упрямство, строптивость и негативный настрой ребенка свидетельствуют о протестном поведении. Если же ребенок совершает разрушительные действия, дерется, кусается, целенаправленно наносит физический и психологический вред окружающим, то речь идет об агрессивном поведении. Очень часто подобная форма применяется детьми для достижения своей цели, а также при недостатке любви и внимания.
Инфантильное поведение свидетельствует о психологической незрелости ребенка при нормальном физическом развитии. Для комфортного поведения характерно беспрекословное подчинение требованиям других, подражаемость и легкая внушаемость.
Причиной плохого поведения ребенка, независимо от его типа и формы, является недостаточное функционирование подкорковых структур головного мозга. Поэтому обозначить корень проблемы и устранить ее поможет нейропсихолог. Этот специалист подберет индивидуальную программу коррекции для ребенка, учитывая его индивидуальные особенности роста и развития.
Кропотливый труд нейропсихолога направлен на восстановление функциональных звеньев головного мозга. И чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью, тем раньше скорректируется поведение их малыша и улучшатся его способности, необходимые в дальнейшем для успешного обучения в школе.
2018