НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шведова М.А. Развитие речи малыша – основа развития мыслительной деятельности

Библиографическое описание:
Шведова М.А. Развитие речи малыша – основа развития мыслительной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Основой педагогической деятельности, обеспечивающей правильное психическое развитие детей, является систематическое развитие речи ребенка. Ведь речь – самая доступная форма общения между людьми, и ее развитие напрямую связано с мыслительными процессами индивидуума.

Работать над развитием речи малыша необходимо с момента появления его на свет. Ведь уже с первых дней жизни ребенок слышит звуки, чувствует нежные прикосновения близких людей и, как правило, реагирует на уже знакомую речь, а значит процессы мышления начинают работать.

Развивать речь в дальнейшем нужно по двум взаимосвязанным направлениям:

- совершенствовать речь ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- помогать ребенку выстраивать свою речь в соответствии с мыслительными процессами, превращая речь в орудие мышления.

Как же понять, что речь малыша развивается своевременно и полноценно? Это несложно проследить, наблюдая за ребенком и общаясь с ним. К концу первого года жизни ребенок выполняет несложные словесные поручения, умеет слушать несложные рассказы без использования средств наглядности (картины и др.), уже начинает понимать короткие рассказы о событиях, которые к их личному опыту не относятся. У детей этого возраста уже хорошо развита способность подражания: они легко повторяют вслед за значимым для них взрослым движения, слова, простые фразы. Дети с удовольствием слушают сказки, вместе со взрослым рассматривают иллюстрации к тексту, заинтересовываются яркими, красочными изображениями на стенах детских заведений.

Также особое место в полноценном развитии детей младшего дошкольного возраста играют «пальчиковые» игры, упражнения, потешки. Это замечательные средства для развития мелкой моторики и речи, которые тесно взаимосвязаны между собой. «Пальчиковые» игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Дети лучше запоминают стихотворные тексты; их речь делается более выразительной. Вместе с этим развивается память дошкольника, он лучше запоминает стихи, его речь становится более грамотной. Кроме того, «пальчиковые» игры – это просто один из вариантов эмоционального положительного общения с близкими людьми. Тактильный контакт мамы с ребенком, когда она берет его на руки, держит на коленях, обнимает, гладит, массирует ему пальчики, ладошку, щекочет, покачивает, очень важен для эмоционального и интеллектуального развития маленького человечка.

Какие же правила могут помочь родителям в развитии речи ребенка на должном уровне? Вот некоторые из них:

- Всегда разговаривайте со своим ребенком: чем больше вы с ним разговариваете – тем больше он познает.

- Дополняйте речь своего ребенка – делайте его предложения более полными, распространенными.

- Не сердитесь на ребенка за неправильно произнесенную фразу. Просто произнесите ее правильно.

- Дайте ребенку возможность получать новые впечатления: ему будет что вам рассказать.

- Не перебивайте говорящего малыша, не отворачивайтесь от него, пока он не закончит рассказывать – ребенок должен видеть вашу заинтересованность в нем и искренний интерес к его рассказу.

- Слушайте вместе с ребенком окружающие вас звуки – развивайте фонематический слух малыша.

- Смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. Но тратьте на просмотр недолгое время.

- Хвалите ребенка за его вопросы вам и всегда доброжелательно отвечайте.

- Как можно больше читайте с ребенком художественную литературу: сказки, потешки, загадки – это воспитывает в ребенке усидчивость, умение слушать.

- Не ругайте ребенка в присутствии посторонних, и с осторожностью даже с глазу на глаз.

- Не сравнивайте успехи и неудачи ребенка с достижениями других детей.

- Уделяйте ребенку достаточное для него внимание: играйте с ним, мастерите, рисуйте, лепите.

- Развивайте мелкую моторику пальцев рук: давайте ему перебирать крупы, мелкие игрушки, пуговицы, пробки; лепите с ним из теста, пластилина – это играет огромную роль в развитии речи ребенка.

- Занимайтесь с ребенком «пальчиковой» гимнастикой: это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка, а отсюда и мыслительных процессов.

При соблюдении таких условий педагогов, речь малыша развивается полноценно и, соответственно, мыслительные процессы тоже.

Список литературы

1. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. С.53-72.

2. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МГУ, 1969. 160 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.

4. Волкова Е.Л., Протасова Е.Ю. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. С. 28-32.

5. Хотинец В.Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. №10 (67). C.59-69.

6. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие. М.: Форум, 2012. 87 с.

7. Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. Т.18, №103-111.

8. Ажибеков К.Ж., Жетписбаева Г.О., Агабекова А.Т., Ермаханова Ш.М., Ермаханов М.Н. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-1.

9. Пиаже Ж. Психология интеллекта / под редакцией Е. Строгановой. СПб.: Питер, 2004.

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с франц. и англ.; ред. перевода А. Лукова. М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994.

11. Титов Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества // Теория и практика общественного развития. 2015. №7.
2023