Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Устенко Г.В. Особенности проявления различных типов лидерства среди студентов СПО

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Аннотация: Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.
Ключевые слова: особенности, проявления, тип лидерства, лидер, студент.
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в колледже официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту группы. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером группы.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться еще и по следующим критериям [3]:
- по содержанию деятельности:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной
программы;
в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и
исполнителем.
- по стилю руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
- по характеру деятельности:
а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества
лидера;
б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в
определенных, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесен только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.
На протяжении многих лет психологи пытались выделить основные качества лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определенное количество черт личности, их было слишком много или же их определенное количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Рассмотрим некоторые попытки.
К примеру, Р. Столдилл выделил 5 таких черт: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые.
Но и эти качества не явились гарантом лидерства. Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей»: низкая самооценка и отсутствие уважения к себе; чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям; внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте; нежелание простить и отпустить; недостаточное использование своего воображения; пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу; потребность быть всегда правым; слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить; неспособность примирится со своими страхами; отсутствие ясных целей; недостаток обязательности; боязнь риска; неспособность принять ответственность за свою жизнь; потеря надежды; недостаток мужества; неумение фантазировать и мечтать; отсутствие любви к себе; тщеславие[4].
В своем труде Карделл подразделяет первую главу на три части, которые объясняют нам в результате чего у нас появились те или иные «разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.
Таким образом, лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [5].
Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с одногруппниками или коллегами лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

Список литературы

1.       Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела. - Москва: Сфера, 2010.
2.       Бреслав Г.М. Эмонациональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2010.
3.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика. – 2014
4.       Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, 2011.
5.       Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2012.
6.       Кричевский Р.Л. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников. // Нов. исслед. в психoл. - 2012.
7.       Методы социальной психологии. - М., 2012.
8.       Петровская А.В., Шпалинская В.В., Социальная психология коллектива. - Москва: Просвещение, 2011.
9.       Проблемы развития личности и коллектива. - Ростов-на-Дону, 2014.
10.   Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.,2011.
11.   Филиппов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 2013.
2019