Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Романова Н.А. Возможности реализации индивидуальных проектов по литературе

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

В течение учебного года каждый современный ученик обязан поработать над индивидуальным проектом. Безусловно, это дополнительная нагрузка на каждого участника образовательного процесса, но она открывает и новые возможности для развития и самосовершенствования. Проект позволяет повлиять на формирование личности, интеллектуальную сферу и морально-этические качества, воспитывает интерес к чтению, развивает навык самостоятельной работы, укрепляет взаимосвязь психологии, творчества, самовоспитания, неповторимой человеческой личности и литературы, которая его увлекает.
Проектная деятельность тренирует умение доводить начатую работу до конца, дисциплинирует мысль, предоставляет возможность публичных выступлений и связывает отвлечённую науку с реальной жизнью, что делает мотивацию ученика более высокой, позволяя выйти за рамки школьной программы и максимально приблизить образование к самообразованию.
Завершая работу над проектом, участники почти всегда отмечают, что многому научились, повзрослели и вышли на новый уровень (выражение, которое находит отклик в сердцах современных подростков, напоминая им о компьютерной игре).
Американский педагог, писатель и оратор Дейл Карнеги, который основал курсы по самосовершенствованию, отмечал: «Чтобы быть интересным, будьте интересующимся». Вот и учителю стоит полюбопытствовать, что увлекает современных детей и подростков. Выбирая тему для литературных проектов, нужно учитывать множество факторов: личность автора, его возрастные особенности, черты характера и литературные предпочтения, рекомендации родственников и учителей, которые хорошо знакомы с сокровищницей мировой литературы.
Работая над проектом, посвящённым басням Ивана Андреевича Крылова, мы с Ксенией Пыпиной решили обратить внимание на личность самого автора и на влияние, которое оказывают на человека произведения великого мастера. В каждой басне есть частица мудрости, бесценного опыта трудолюбивого и начитанного автора. Они исподволь учат поступать правильно и ненавязчиво развивают положительные качества формирующейся личности.
В одном из проектов по зарубежной литературе мы с Марией Малышевой ориентировались на её сходство с прославленной героиней Астрид Линдгрен. Работа над проектом началась с анализа образа Пеппи Длинныйчулок, затем я предложила ученице сделать подробную характеристику, сравнив себя с Пеппи, а ещё нарисовать Пеппи так, как она её себе представляет. Этот проект оказался близок к самоанализу, в чём и заключается его неоспоримая ценность.
Два проекта, над которыми работали Арсений Черкасов и Евгения Смирнова, были посвящены произведениям, в которых ярко и правдоподобно описаны образы животных. Лучшие рассказы И.С. Тургенева, А.П. Чехова и А.И. Куприна, в которых говорится о собаках и их взаимоотношениях с людьми, помогут каждому человеку стать более добрым и гуманным, научиться думать не только о себе, осознать своё несовершенство и отметить высокие моральные качества животных, у которых нам стоит многому научиться.
На первый взгляд, это кажется странным, однако люди любят не только шутить и смеяться, но и бояться, отсюда возникает интерес к страшным историям и фильмам ужасов. Нашёлся поклонник страшных историй среди пятиклассников, поэтому свой литературный проект посвятил книгам Роберта Лоуренса Стайна, которого называют «Стивеном Кингом для подростков». Владимир Косолапов постарался разобраться, почему истории этого автора стали такими популярными и сравнил его повести с шедеврами Николая Васильевича Гоголя, который в своих книгах непостижимым образом сочетал реалистическое, мистическое и уморительно смешное.
Каждый подросток, несмотря на крайний индивидуализм и попытки самоутверждения, мечтает о настоящей дружбе и верных друзьях, поэтому один из проектов посвящён замечательным книгам о дружбе: «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Эно Рауда и «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. В проекте Александр Носов признаётся: «Хотелось бы иметь таких друзей, как Том Сойер и Гекльберри Финн, ведь с ними никогда не бывает скучно, а ещё на них всегда можно положиться». Способность дружить искренне и бескорыстно, которая важна для каждого человека, формируется именно в детстве и подростковом возрасте, поэтому важно вовремя прочитать книги, которые научат дружить и ценить друзей.
Заметив лирический талант Константина Чуклина, предложила ему поработать над проектом «Двенадцать месяцев вдохновения», в котором мы анализировали стихотворения, посвящённые каждому месяцу. Деятельность оказалась настолько плодотворной, что вдохновила автора на создание новых стихотворений, одно из которых называется «Если бы я был птицей»:
Если б птицей я был, был бы птицей какой?
Если вороном, то прилетел бы с зимой?
Если б я был грачом, улетел бы на юг?
Вот загадка! Кто знает ответ, может, друг?
Если б соколом был – в облака бы нырял?
Если б чайкой – на волнах качаться б устал?
Может, был бы синичкой и пел у окна,
Ведь ко мне каждый день прилетает она.
Не только времена года и месяцы, но и цветы всегда вдохновляли великих поэтов и воспринимались ими как живые существа. Сравнивая жизнь цветка и жизнь человека, можно заметить, что сходств гораздо больше, чем различий. Читая шедевры великих мастеров, убеждаешься, что природа в их произведениях дышит, чувствует, мечтает, страдает и любит, и только человек, живущий в гармонии с природой, со всем цветущим миром, может быть по-настоящему счастлив. Елена Пищаева увлечена как биологией, так и литературой, поэтому в проекте «Цветочные метафоры в лирике русских поэтов» мы анализировали лучшие стихотворения поэтов, посвящённые цветам, деревьям и садам, делая биологию более поэтичной, а поэзию – научной.
Яркие женские образы в книгах зарубежных авторов привлекли внимание читательниц, поэтому проект Вероники Куликовой был посвящён Миледи из романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Во время работы над проектом мы убедились, что именно мужчина способен создать в литературном произведении незабываемые образы женщин, постичь все глубины загадочной женской натуры и часто вспоминали слова прославленного французского автора Гюстава Флобера, который предельно откровенно сказал о своей глубинной взаимосвязи с героиней: «Госпожа Бовари – это я». Мужчины описывают любимых героинь настолько правдоподобно и реалистично, что литературные образы оживают и воспринимаются читателями как настоящие люди из плоти и крови. Этот феномен прекрасно описал Александр Сергеевич Пушкин в «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830), заметив: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь…».
Главный секрет успеха работы над проектом заключается в том, чтобы каждый делал именно то, что хочет, что является для него важным и ценным, способствует гармоничному развитию личности, позволяет почувствовать себя успешным человеком, прекрасно разбирающимся в определённых областях. Проект даёт человеку ощущение собственной значимости и успешности, позволяет научиться планировать свою деятельность, ставить перед собой цель и достигать её, перейти от образования к самообразованию. Устанавливает взаимосвязь между наукой и реальной жизнью. Великий шотландский писатель Вальтер Скотт полагал, что самое полезное в жизни – собственный опыт, так вот защита проекта – это и есть бесценный жизненный опыт публичных выступлений, возможность «на других посмотреть и себя показать».
Индивидуальный проект – очевидное проявление человеческой личности, возможность превратить недостатки в достоинства, подобно тому, как происходит в фильме Тима Бёртона «Дамбо» (2019), когда огромные уши милого слонёнка оказались ещё и крыльями, с помощью которых он смог взмывать к небесам и парить, как птица. Картина талантливого британского режиссёра, мастера фантасмагорий, напоминает строки из стихотворения «Россия» Александра Блока: «И невозможное возможно, дорога долгая легка…» (1908), которые стали лейтмотивом для нашей творческой деятельности в 2018-2019 учебном году.
Библиографический список:
1.Великие поэты мира о любви и весне/Сборник. – М.: Астрель, 2012. – 254 с.: ил. – [Стихи о любви].
2.Два века о любви: Сборник/Сост. Н.Ю. Бельченко. – М.: Астрель, 2012. – 350 с.: ил.



2019