НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Голикова М. А. Домашний театр для дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, дети школьного возраста, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус - важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведенное исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности детей школьного возраста подтвердило развивающую роль искусства, а это, в свою очередь, позволило нам предположить о существовании и возможности такого воздействия на дошкольников.
Потребность в игре у детей, несомненно велика и появляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или других зверят. Они с удовольствием перевоплощаются в разных зверюшек и сказочных героев. Они подражают и имитируют действия героев.
Совсем маленькие дети- благодарные слушатели и зрители, если с ними разговаривают со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, когда родители водят детей именно на представления для их возраста. Можно и дома показать ребенку небольшой спектакль его любимой сказки и даже привлечь к нему самого малыша, тем самым привлекая его к театральной деятельности дома.
Для домашнего спектакля родители, в основном используют игрушки или маски. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по- своему, разными голосами. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности. Хорошо, если ребёнок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление ребенка об игровом образе.
Игрушка в своем обобщенно- образном виде, чаще всего лишенная характерности и тем более пластической динамичности подвижности во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное и шумовое оформление. Совершенствуются умения ребёнка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески и инсценировки. В кукольных спектаклях игрушки уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют.
Театральными играми дошкольников всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоких уровнях игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится. Кукольный театр несет огромный позитив и для детей, и для взрослых, то есть для всей семьи. Это возможность хорошо провести время вместе с детьми, лучше узнать детскую психологию, у ребенка во время участия в кукольных представлениях происходит активное развитие речи и эмоций. Спектакли способствуют развитию памяти, постановке правильной речи, декламации. Кукольный театр – это один из способов заняться рукоделием вместе с детьми, развивать эстетический вкус, фантазировать и практиковать свои умения в пошиве самодельных кукол и костюмов, ведь в домашних условиях это может получится очень хорошо и детям будет интересно и запомнится на долго. В вашем доме не будет места для скуки. На спектакли можно приглашать бабушек и дедушек, соседей, друзей ребенка. В день рождения спектакль или кукольное шоу станет для гостей хорошей развлекательной программой!
Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство малышей с различными моделями поведения. Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.
В игре ребенок развивается, умнеет, развиваются память, речь, художественное воображение; корректируется поведение детей, развиваются сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого).


2020