Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Кудрицкая Л.Н., Семенова Е.В., Семенова С.В. Основы формирования навыков смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников

Библиографическое описание:
Кудрицкая Л.Н., Семенова Е.В., Семенова С.В. Основы формирования навыков смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

«… Чтение книги — это упражнение для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение».
Ноам Хомский, ученый-лингвист

Чтение – одно из средств воспитания. Оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

В дошкольных учреждениях формируются предпосылки к обучению смысловому чтению. Отметим важные предпосылки:

1. Сформированность произносительных навыков:

- выделение звука в ряду других звуков, слога с заданным звуком в ряду

других слогов;

- выделение звука на фоне слова;

- выделение первого звука из слова;

- выделение последнего звука из слова;

-определение места звука в слове (в начале, середине, в конце);

-различение слов, близких по звуковому составу;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза.

2. Работа по формированию звукового восприятия и анализа продолжается и во время обучения чтению. Параллельно с изучением звука, знакомим детей с его графическим образом - буквой, проводим звуко-буквенный анализ слогов и слов.

3. Сформированность лексико-грамматической стороны речи и связанной речи:

- развитие словарного запаса;

- развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование,

структуры предложений, понимание используемых предлогов);

- развитие связной речи.

4.Сформированность зрительно-пространственных представлений:

- развивать зрительно-пространственные представления;

- зрительного анализа и синтеза (различение предметов по форме и

величине, их расположение в пространстве по отношению друг к другу;

- владение такими понятиями, как больше и меньше, вверху и внизу,

слева и справа и т. п.)

Формирование навыков смыслового чтения возможно при достаточном уровне развития всех компонентов речи.

В работе логопеда используются методические пособия Н. В. Нищевой "Мой букварь", "Домашний букварь". В книгах автор предлагает сначала изучать буквы, которым соответствуют простые звуки русского языка (звуки раннего онтогенеза), произносящиеся правильно детьми старшего дошкольного возраста.

Введение ФГОС первого поколения закрепило в школе некоторые новшества. Документ регламентировал переход начальной школы на четырёхлетнее обучение, появление профилей в старшей школе, изучение иностранного языка со второго класса. Стандарты первого поколения задавали образованию «деятельностный характер» — обучение в школе должно быть направлено не только на освоение содержания, но и на формирование учебных умений и навыков и получение опыта практической и творческой деятельности. В стандартах второго поколения была сделана попытка перейти от предметных результатов к личностным, причём главной частью стандарта стали именно требования к результатам. Стоит отметить, что и в первом, и во втором, и в обновленном стандартах большое внимание уделяется умению работать с текстом, так как это – одна из основ успешного обучения. Обновлённый стандарт начального общего образования по предмету «Литературное чтение» обязывает учителя скорректировать процесс обучения, прежде всего, на целевом уровне. Изучение литературного чтения нельзя ограничивать узко прикладными задачами: формированием навыка чтения, умения выделять отдельные особенности художественного текста: тема, главная мысль, характеристика героев. Система предметных, личностных и метапредметных результатов обучения должна обеспечить становление широкого кругозора младшего школьника в области устного народного фольклора и художественной литературы, решение задачи ознакомления с искусством слова и словесного творчества многонационального народа России, развитие культуры самостоятельного чтения. В свою очередь Федеральные государственные требования обращены и к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Среди десяти обязательных образовательных областей дошкольного образования назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг» и стать мостиком преемственности между дошкольным и общим начальным образованием.

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.

Одной из главных функций обновлённого ФГОС является сохранение единого образовательного пространства при вариативности программ.

Мы, педагоги, знакомы с различными образовательными системами, многие из нас работали по УМК образовательных систем «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа России», с элементами открытой образовательной системы «Школа 2000…».

В соответствии с введением новых ФГОС НОО изменились содержание УМК и принципы работы с учебниками.

Во всех УМК задания разгруппированы по принципу формируемых УУД, а также в соответствии с построением урока проблемного обучения. В помощь детям и педагогам для облегчения ориентирования в учебниках разработана система специальных условных знаков, шрифтов и цветовых обозначений. Всё это активно используется на уроках, несомненно,

повышая их качество.

В учебниках созданы условия для применения стратегии смыслового чтения. Это задания в учебниках и рабочих тетрадях, выполняя которые обучающиеся приобретают навыки работы с учебным текстом.

Например:

Прием «Задай вопрос»

Целью которого является формирование умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Это может быть учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это осмысление текста, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Рисунок 1. Таблица «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Предположите, что будет, если...?

Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Подобные задания включены в учебники и рабочие тетради по всем предметам.

Но, для большей продуктивности обучения, каждому педагогу необходимо постоянно продумывать свою собственную систему работы с учебником, синтезируя в ней как хорошо известные технологии и приёмы обучения, так и методические подходы, основанные на личном практическом опыте.

Современные дети, которые, к сожалению, не все увлекаются чтением, имеют, зачастую, достаточно ограниченный словарный запас. Во время уроков от детей можно услышать следующие вопросы:

- А что такое осина?

Или ребёнок никак не может представить, как два автомобиля могут сближаться с разной скоростью.

В подобных ситуациях понимаешь, что применение современных методик не актуально, пока дети не могут связать некое понятие с жизнью, понять, прочувствовать значение непонятных слов.

Для решения подобных проблем хорошо использовать практические методы обучения, которые связывают теоретический материал из учебника с различными ситуациями из жизни.

Если ребёнок, читая учебник, не понимает, о чём идёт речь, то можно вместе отработать данное понятие: на практике показать при помощи театрализации, как автомобили движутся друг другу навстречу с различными скоростями движения. При этом дети исполняют роли автомобилей, и ситуация, непонятная в теории, становится уже частью жизненного опыта ребёнка, на который он может опираться.

Если ребёнок не понимает значение слова, как это было в случае с осиной, то он на уроке получает задание поработать с толковым словарём, а потом, через несколько дней сделать небольшое сообщение о том понятии, которое вызывало затруднение.

На одной стороне листа он должен изобразить тот предмет, о котором делал сообщение, а на другой:

-записать лексическое значение этого слова;

-придумать и записать однокоренные слова к этому слову;

-составить предложения с этим словом;

-записать произведение народного фольклора, в котором встречается это слово;

- записать, в каких художественных произведениях можно это слово встретить.

Подобная работа значительно обогащает жизненный опыт ребёнка и позволяет преодолеть трудности в дальнейшей работе с учебником.

Ещё один практический приём: когда дети, работая с учебником, сталкиваются с несколькими незнакомыми или малознакомыми сложными понятиями отрабатывается в групповой форме, группы получают следующее задание:

На табличках написаны сами понятия, а к ним выдаются небольшие тексты, которые соответствуют данным понятиям и рассказывают о них немного с другой стороны, нежели в учебнике. Задача детей – прочитав текст, обсудить в группе, к какому понятию какой текст относится, сопоставить табличку и текст и объяснить, почему так решили.

Как говорят, хочешь понять, как – научи другого.

И ещё один приём, который используется во время работы с учебником, это выполнить на практике то, о чём идёт речь в тексте. Подобный приём особенно актуален на уроках окружающего мира.

Работа выполняется в группах. Каждой группе выдаётся своё задание и бланк фиксации результатов выполнения данного задания с заранее подготовленными вопросами. Но для того, чтобы дети из других групп поняли, о чём идёт речь, обязательно показать презентацию, отражающую результаты практической работы каждой группы. На основании презентации и бланков ответов, которые вывешиваются на доску и всеми обсуждаются, класс может сделать вывод.

Создание рабочих листов к различным урокам.

Для формирования навыков смыслового чтения у учащихся использую рабочие листы с текстами, рисунками, таблицами. Детям начальных классов нравятся задания с картинками, так им понятнее и легче работать. Рабочий лист может содержать следующие задания: найди соответствие; раскрась; подпиши; соедини; выдели главное. В структуру рабочего листа может входить биография писателя или поэта. Задания в рабочем листе по прочитанному произведению могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей. Рабочий лист можно использовать для индивидуальной и фронтальной работы. И даже как форму контроля и проверки знаний, использовать задания для самостоятельной работы.

Проводимая таким образом работа с текстами доказала свою эффективность.

Программа авторов М.В.Буряк, С.А.Шейкиной «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов и используется во внеурочной деятельности, как совершенствования навыков смыслового чтения младших школьников.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Анализ педагогического опыта показывает, что систематическое использование разнообразных приемов работы с текстом формирует у детей устойчивый интерес к чтению, совершенствуется техника чтения, развиваются творческие способности, познавательные компетенции. Поэтому в начальной школе принято формировать навык смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Библиографический список:

1.Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность. М.: Планета, 2022. 64 с.

2. Нищева Н.В. Домашний букварь. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2022. 112 с.

3. Нищева Н.В. Мой букварь. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 120с.
2024-07-01 14:48 2024