НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гулик К. Л., Рогожина С. В., Смолякова Е. П. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу, и если их не развивать в дошкольном детстве, то у детей к первому классу слабо развиты мыслительные операции, следовательно, они учатся плохо, а в дальнейшем наблюдается снижение показателей в учебной деятельности.
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно – логического и наглядно-действенного – у детей дошкольного возраста преобладают два последних. Что же касается словесно логического, то в дошкольном возрасте он только начинает развиваться. Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
Используя в своей работе самые разнообразные методы, мы пришли к выводу, что именно дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Они активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т.д.) и способ её подачи (помоги герою).
Играя с детьми в дидактические игры, мы соблюдаем следующие принципы:
1 - принцип: начинать занятия с посильных для детей задач.
Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару» (различие в цвете, форме, размере), классификация предметов по общему и по отдельному признаку.
Далее мы переходим к классификации от общего признака к частному. Например, транспорт классифицируется по виду: водный, воздушный, наземный. Далее классифицируем каждый вид по родам: наземный бывает пассажирский, военный, грузовой, спецназначения и т.д. Темы берутся различные: ягоды-деревья-цветы, овощи-фрукты, птицы-рыбы-звери и другие (с мячом).
Постепенно игры усложняются.
2 - принцип: обеспечивать самостоятельность в поиске решений поставленной задачи.
Мы не показываем детям, как надо выполнять задание. Мы задаем наводящие вопросы, предлагаем несколько вариантов ответов или возвращаемся к более легкому подобному заданию. Самостоятельное правильно найденное решение – основа формирования уверенности в себе.
3 - принцип: предоставлять возможность получения заслуженных поощрений за успех, за то, что ребёнок сумел показать знания.
Заслуженные поощрения формируют адекватную самооценку ребенка, и большинство детей понимают, адекватна оценка или нет.
4 - принцип: на каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности оказывать необходимую меру помощи. Это также необходимо для придания ребенку уверенности в собственных силах.
Существует много способов оказать ребенку действенную помощь. Мы используем четыре способа.
На начальном этапе обучения – «делай как я». Ребенок осваивает способы действия.
Второй этап «Я начну, а ты продолжи» - ребенок способы действий усвоил, но применять в новых условиях еще не может.
Третий этап – «Делай сам, я помогу». Ребенок усвоил способы действия, умеет применять, но в задания вводятся усложнения, над которыми он размышляет и затрудняется выполнить.
Четвертый этап – этап, когда ребенок уже достаточно хорошо может размышлять, делать выводы, доказывать их и т.д. Ребенок может самостоятельно решать сложные, для его возраста, задания. Здесь ему необходима только психологическая помощь. Это мера эмоционального настроя на успех. «Ты все можешь сделать сам. У тебя получится». Все меры помощи уместны на каждом возрастном этапе.
5 - принцип: соблюдение этапов овладения способами мыслительных операций.
- освоение признаков предметов
- классификация, обобщение
- сравнение
- анализ и синтез
- конкретизация
Мы движемся вперед только тогда, когда ребенок без труда справляется с заданиями этапа. Возвращаться к заданиям вызывающим затруднения.
6 - главный принцип: обучение в игре, в деятельности.
Игра в дошкольном возрасте занимает основное место. Поэтому все задания, упражнения игровые. Используем дидактические игры, сюжетные с использованием каких-либо персонажей.
Используя дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления, стараемся особо тщательно соблюдать выше приведённые правила, так как неуспех ведёт к снижению интереса и нежеланию работать, а главное - снижает веру ребёнка в собственные силы.
Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару».
Помимо этого используем такие игры и упражнения, как:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
 Когда дети справляются с такими заданиями, мы предлагаем им более сложные игры.
1. « Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. « Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. « Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т.е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Моделирование загадок с целью формирования умения выделять главные признаки, качества объекта.
7. Лжезагадки, лжезадачи, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т.д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому в своей работе используем такие игры:
1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.
2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?» - развитие слуховой памяти.
3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.
Большое внимание уделяем словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст от имени какого-либо героя: Саша проснулся утром невесёлый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла на работу.
Вопросы: Почему Саша проснулся невесёлый? Какая на улице погода?
Или: Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его: «Высокая ли трава на горе?» - «Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осёл подумал: «Почему муравей меня обманул?»
Вопросы: Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?
Такие упражнения развивают у детей абстрактно-логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а так же способность воспроизвести его в определённой последовательности с необходимыми подробностями, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Так же, для развития логического мышления используем игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.
Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы…? Верно, ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т.д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваем ребёнка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе используем пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам», «Графический диктант», «Продолжи узор» и др.
По нашим наблюдениям, развитие логического мышления, значительно повышает качество речевого развития детей: обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.

Библиографический список

1.       Гаврина С.Е. Учимся думать, учимся запоминать. - Ярославль, Академия развития, 1997.
2.       Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.
3.       Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
4.       Левина А. Готовим руку к письму. - М, Олма-Пресс, 2005.
5.       Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. - М, Эксмо, 2006.
6.       Соколова Ю. Логика. Готовимся к школе по интенсивной методике. - М, Эксмо, 2005.
7.       Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольника, - Ярославль, Академия развития, 2002.
2021