Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Кузьмина Н.А. Буллинг обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении

Библиографическое описание:
Кузьмина Н.А. Буллинг обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

В настоящее время одной из характеристик отечественного образования является активное распространение инклюзивных практик. К настоящему периоду времени определены как законодательные, так и методологические основы инклюзивного образования.

Одновременно с этим перед учёными и педагогическими коллективами остро встал ряд проблемных вопросов, препятствующих развитию инклюзивных практик. К их числу следует отнести школьный буллинг в отношении обучающихся с ОВЗ со стороны других участников учебного процесса, прежде всего, детей возрастной нормы

Буллинг в ученических коллективах не является новым для педагогической практики явлением. Исследованию его феноменологии посвящены работы многих зарубежных и ряда отечественных исследователей.

Что такое буллинг? Это долгосрочное, зацикленные агрессивные действия, цель которых запугивание или унижение жертвы.

Исследователи указывают на то, что здоровые обучающиеся могут быть нетерпимы к ровесникам с ОВЗ чаще всего с нарушением зрения, интеллекта, слуха.

Реже проявляется неприятие одноклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Согласно проведенным исследованиям, среди видов агрессии, направленной на обучающегося с ОВЗ, доминирует вербальная (высмеивания, оскорбления и прочее).

О наличии физической агрессии в виде толчков, подножек и т.п. сообщили 15,1% участников исследования.

Немаловажной причиной возникновения буллинга является многие родителей нормотипичных учеников, которые могут быт недовольны появлению ребенка с ОВЗ в классе в связи с отсутствием информации о психологических особенностях нового ученика.

Дополнительным фактором, способствующим стойкости проявлений буллинга в образовательном учреждении, особенно в случае, когда в школе появляется ребенок, не похожий на других детей, неудобный, нарушающий привычный подход к обучению, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов с совладать с этой проблемой.

Таким образом, в силу незнания специфики явлений взрослые или сами учащиеся могут непреднамеренно провоцировать травлю.

Было проведено исследование с целью оценки педагогических тактик, которыми оперируют учителя, сталкиваясь в инклюзивной практике с предбуллинговыми ситуациями и проблемой буллинга в отношении обучающихся с ОВЗ.

В результате анонимного опроса среди педагогов было установлено две группы педагогических практик совладания с ситуацией буллинга:

- положительные (связанные с деятельным корректным включением в проблемную ситуацию для восстановления (формирования) позитивного микроклимата в классе, предотвращения буллинга);

- отрицательные (самоустранение, игнорирование конфликта, формальное включение в проблемную ситуацию, не обеспечивающее ее разрешения, ненамеренное или осознанное провокационных действий, обуславливающих возникновение предбуллинговых ситуаций.

Всех участников исследования просили оценить степень готовности к работе как высокую, удовлетворительную, низкую.

Выявлено следующее: 31,5 % учителей отрицали буллинг по отношению к обучающимся с ОВЗ со стороны их нормотипичных ровесников. При этом оценивали степень своей готовности как высокую (29,3%), удовлетворительную (70,7%), 68,5 % педагогов заявили, что они хотя бы раз наблюдали случаи агрессии по отношению к обучающимся с ОВЗ

В числе положительных тактик, применяемых учителями (40,5%)

- Немедленное пресечение деструктивных действий;

- Организация игр и тренингов на сплочение коллектива;

- Проведение разъяснительных бесед с инициаторами травли.

Также были определены и отрицательные, неконструктивные педагогические тактики:

- 29,4 ограничивались замечаниями в адрес агрессоров;

- 23% вмешиваются только, если это мешает проведению урока (но отмечали свое отрицательное отношение к происходящему);

- 7,5 % не только не пресекали агрессивных действий в отношении ученика с ОВЗ, но и порой и провоцируют их, так как считают, что школьники с ОВЗ должны учиться в классах со сверстниками с аналогичными нарушениями развития- «как это было всегда»;

Дополнительно отметим, что на отсутствие знаний технологии преодоления буллинга указали 74,6% учителей.

О том, что в школе не разработаны и не применяются антибуллинговые педагогические программы сообщили 80,9% респондентов.

Учителя, наблюдающие агрессивные проявления по отношению к детям с ОВЗ со стороны их здоровых сверстников, оценили свою готовность к инклюзивной практике как высокую - 11,1%, удовлетворительную - 28,6%, низкую - 38,9%, нулевую - 21,4%.

Подведя итоги вышесказанного, можно отметить, что в инклюзивной образовательной практике имеют место факты буллинга в отношении обучающихся со стороны их нормотипичных ровесников.

Вне зависимости от применяемых педагогических тактик сам факт буллинга свидетельствует о том, что в школе в той или иной мере не оформилась инклюзивная культура.

Использование неконструктивных педагогических тактик обусловлено не только отсутствием у педагогов знаний технологий профилактики и преодоления буллинга, но и недостаточной готовностью к работе в условиях инклюзии либо отсутствием таковой.

У родителей нормотипичных обучающихся отсутствуют или недостаточно знаний касаемо психологических особенностей детей с ОВЗ.

В целом, буллинг в отношении детей с ОВЗ является серьезной проблемой, которую необходимо решать на уровне общества в целом. Нужно работать над повышением осведомленности о проблеме и проводить мероприятия, направленные на поддержку и защиту детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использованные источники

1. Белеева, И.Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении / И.Д. Белеева, Л.Э. Панкратова, Н.Б. Титова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №8. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialnaya-problema-v-obrazova telnom-uchrezhdenii (дата обращения: 14.11.2023).

2. Воронцов, Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.Б. Воронцов // Вестник ЧГУ. – 2020. – №2 (95). – (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole (дата обращения: 29.11.2023).

3. Гришаева, Н.А. Буллинг в школе / Н.А. Гришаева. – Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 66-68. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ psy/archive/158/8175/ (дата обращения:19.11.2023).
2023