НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Агапова Н. Н. Руководитель и коллектив: современные аспекты управления ДОО

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Современные условия развития системы образования диктуют все новые и новые требования к личности руководителя дошкольной образовательной организации, к его компетенциям. Руководитель ДОО 21 века должен быть грамотным менеджером, умелым контрактным управляющим, успешным управленцем, ведущим свой коллектив к успеху и высоким достижениям в условиях серьезной конкуренции.
Успех работы ДОО зависит не только от стратегии и верной тактики. Ведущую роль играет тщательно подобранный коллектив единомышленников и четко отлаженный алгоритм его деятельности. Мечта каждого руководителя - создать такую команду, которая работает добросовестно и слаженно и требует минимального вмешательства. За высокими достижениями стоит команда преданных делу людей. Самые яркие проекты и идеи воплощаются в жизнь исключительно совместными усилиями.

Главными составляющими создания эффективной команды единомышленников являются: грамотная кадровая политика; благоприятный психологический микроклимат внутри коллектива; продуманная система мотивации и управления командой, постоянное повышение квалификации сотрудников; наличие компетентного и признанного лидера; четкое планирование и график работы во избежание «выгорания» членов команды.

При подборе персонала необходимо опираться на проверенные принципы:
- Сотрудники должны быть компетентны для решения поставленных задач. Если некоторые члены команды не могут выполнять необходимые задачи, это снижает эффективность работы других. В коллективе начинается дисбаланс: слабый сотрудник, который не готов развиваться, тащит всю команду вниз. При этом сильные не очень любят работать в связке со слабыми.

- Общие базовые ценности. Важно, чтобы убеждения и ценности у сотрудников были аналогичными, особенно те, которые определяют их поступки. И в коллективе, где ценности его членов не совпадают, велика вероятность регулярных конфликтов. Без этого критерия построение эффективной команды находится под большим вопросом.

- Синергия - ее легко можно представить в виде формулы «1+1=11», когда вся команда работает, как единый слаженный механизм, где каждый - его часть, а не отдельно взятый элемент. При таком подходе полученные результаты будут намного выше, чем в разрозненной команде гениев.

Важный компонент успеха – благоприятный психологический микроклимат. Позитивная рабочая атмосфера царит в коллективах, сплоченных единой миссией, в которой заложен смысл существования ДОО и ее ключевые отличия от других дошкольных образовательных организаций. Вдохновляющая и объединяющая миссия - основа для формирования сплоченного коллектива на работе и благоприятной атмосферы в ДОО.
В обстановке стабильности и сплоченности члены команды ощущают доверие, поддержку и надежность со стороны коллег и руководства, работают без стрессов и в итоге показывают высокий результат.
Стимулирующим фактором результативности работы является выстроенная руководителем система мотивации, при которой сотрудники будут не только эффективно работать, но и получать удовлетворение от выполнения текущих задач. Материальная мотивация: распределение выплат стимулирующего характера, премиальных выплат и т.п. Моральные виды мотивации: поощрение, рейтинги достижений, вручение грамот, благодарностей, дипломов и др.
Непрерывно развивающаяся ДОО предполагает создание необходимых благоприятных условий и возможностей для развития коллектива: постановка постепенно усложняющихся целей; совместное обучение и повышение квалификации. Здесь важно наладить регулярный процесс обучения, разработать план тренингов, вовлекать в них все категории сотрудников. Те, кто привык постоянно повышать уровень своих знаний, начнут испытывать потребность в росте, развитии и заниматься этим самостоятельно, а не только в рамках корпоративных мероприятий.
Создание эффективной команды и получение высоких результатов невозможны без полноценного отдыха ее членов, а также профилактики «эмоционального выгорания». Казалось бы, наличие трудоголиков в команде должно только радовать. Но такое самопожертвование приносит видимую пользу руководителю только на начальном этапе. Итогом работы на износ становится апатия, снижение работоспособности, потеря интереса к выполнению задач и работе в целом. Если рабочее время сотрудников четко регламентировано, своевременно составлены графики работы, грамотно расставлены приоритеты в планах, это позволит команде выполнять все стратегические задачи вовремя, но не «выгорать». Кроме того, необходимо планировать профилактические мероприятия: недели психологического здоровья, тренинги, оздоровительные практикумы, постоянно работать над сплочением коллектива.
Целям сплочения служат корпоративные традиции, в том числе еженедельные планерки, где подводятся итоги прошедшей недели и составляется план на следующую.
Сближению сотрудников способствуют проводимые коллективные мероприятия: дни рождения на работе, корпоративные праздники, туристический поход. Неформальное общение выпускает людей из панциря деловой этики, позволяет им быть самими собой - так они лучше поймут друг друга и руководителя, как своего начальника, что положительно скажется и на деловом общении.

«Строительство команды» активизируют специально проводимые командные мероприятия, направленные на ее сплочение – тимбилдинг, который может быть разных видов:

- экстремальный: игры по типу «Форт Боярд», спортивное ориентирование в лесу, игры в пейнтбол и т.п.;

- интеллектуальный тимбилдинг: мозговой штурм, проведение городского или исторического квеста, участие в совместных семинарах и вебинарах;

- творческий тимбилдинг: участие в творческих мастер-классах по изготовлению предметов хендмейда, совместное рисование картин, проведение рэп-баттла, постановка небольшого спектакля.

Какие бы впечатляющие результаты работы ни показывала команда, роль руководителя в этом процессе неоспоримо важней. И та часть задач, которая возложена на главного управленца, не может быть выполнена кем-то другим.
Именно от руководителя зависит степень сплоченности коллектива, в его руках стратегия развития команды и ДОО в целом, скоординированность действий всех членов коллектива. Коллектив будет идти вперед только тогда, когда вперед будет идти его руководитель. Если он хочет создать команду, ему просто придется перейти на командный стиль управления.
Критериями результативности деятельности руководителя по созданию команды можно считать следующие показатели: добросовестное выполнение своих служебных обязанностей даже без присутствия руководителя, позитивное эмоциональное отношение друг к другу, согласованные действия для достижения единой цели, а также единство ценностей и общая миссия.
Литература:
1. Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности. -М.: Изд-во УРАО, 2001.
2.Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990.
2021