Что же такое креативность ребенка-дошкольника? В чем она выражается? Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, когда во многих семьях живое общение заменяется на общение с гаджетами. Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Возникает вопрос, как нашим детям развить творческие способности, развить воображение, научиться находить собственное решение в нестандартных ситуациях. Одним из действенных способов решения проблемы, как показывает довольно длительная практика нашего ОУ, является правильно организованная театральная деятельность.
Что такое театр для ребенка-дошкольника? Театр для детей – это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает не только дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, вызывает сочувствие, но и является понятным и доступным средством для развития творческого начала и креативных качеств. Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как: оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образную память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу, несмотря на трудности и неудачи. Т.е. те качества личности, которые принято называть креативными.
На начало работы нами были определены задачи и поставлена основная цель.
Идея: развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Цель:Развитие и воспитание в душе каждого ребенка и его родителей духовного начала, развитие творческих способностей. Создание условий для психологического раскрепощения посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
● Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
● Через театрализованные игры развивать креативные способности дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями.
● Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более интересных задач.
● Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу организованного процесса.
● Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
● Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления.
● Вовлекать семьи воспитанников в совместную деятельность по развитию креативных качеств дошкольников.
Для дальнейшей работы были определены основные механизмы реализации выбранного направления. Педагогическая работа по формированию креативных способностей дошкольников была построена на основании основных принципов.
● Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
● Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
● Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
● Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
● Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.
На сегодняшний день можно говорить о некоторых итогах, которых мы достигли, следуя намеченной цели. Разработано методическое обеспечение. Появились изменения в воспитательно-образовательном процессе.В рабочие программы и воспитательный процесс включены занятия по обучению разным видам театрализованных действий. Педагогами групп разработаны локальные проекты по театральной деятельности. Реализуется дополнительная образовательная услуга «Сказка на песке» при использовании световых песочных столов. Начала работу семейная театральная студия «Золотой ключик». В ходе работы студии родители самостоятельно придумывают театральные сюжеты, костюмы и декорации. Таким образом, через реализацию нашего проекта, решается вопрос продуктивного и профессионального сотрудничества с семьями воспитанников.
У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
В нашем учреждении стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Необходимо отметить важность привлечения родителей, так как, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей, а накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей креативно развитой личности. Произошли существенные изменения в организации развивающей предметно-пространственной среды нашего ОУ. Во всех группах ОУ созданы мини-театры, которые оборудуются театральными атрибутами в соответствии с возрастом детей. Дошкольниками осваиваются разные виды театра: «би-ба-бо», теневой, штоковый, театр на коврографе, настольный, кукольный, плоскостной, пальчиковый театр, театр ложек. В летний период реализовывалась форма так называемого уличного театра «Зеленый театр», где дети старшего возраста, педагоги показывали театральные представления малышам. В настоящее время работаем над освоением новой театральной технологии «Интерактивный театр», которая применяется в работе с детьми всех возрастов, а также очень эффективна в организации совместной деятельности родителей и детей.
Из многообразия средств по формированию творческих способностей дошкольников мы используем:
· Специальные театральные этюды и упражнения;
· Игры на превращения;
· Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
· Ритмопластика;
· Игры на развитие двигательных способностей;
· Ритмический этюд;
· Музыкально-пластические импровизации;
· Жесты;
· Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка;
· Упражнения на дыхание;
· Сочини сказку;
· Придумай диалог;
· Расскажи сказку от имени героя или от своего имени.
Ранее, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, реализовалась форма взаимодействия с семьями воспитанников офлайн. Постановка театральных представлений в домашних условиях с последующей видеотрансляцией в детском саду, способствует более тесному контакту родителей и ребенка. Ведь сказка, которая не только прочитана родителями, а еще и совместно сыграна, способствует воспитанию уважительного и доверительного отношения ребенка к своим родителям, воспитание исконно русских семейных ценностей. Театральная постановка, которая прожита вместе с семьей – очень помогает более полному разрытию творческого начала в ребенке, способствует формированию самостоятельности в приятии решений, что в свою очередь – одна из первых ступенек к развитию креативности.
Одно из определений креативности – это способность к сотрудничеству, открытость к новому. В 2023 году мы приняли участие в «Первом Всероссийском музыкальном фестивале «Воспитатели России»» в номинации «Детский музыкальный театр». В нашей работе активна форма взаимодействия по выбранному направлению – это встречи с настоятелем Храма Рождества Христова протоиереем Сергием Киселевым. С его участием проводятся все православные праздники с обязательными театральными постановками. Расширение социальных контактов, способствует воспитанию у дошкольников нравственных ценностей, усвоению моделей правильных социальных отношений.
В конце учебного года был проведен мониторинг оценки эффективности данного воспитательного направления. По итогам педагогических наблюдений у дошкольников – успешнее происходит формирование инициативы, активности, самостоятельности, творческой составляющей. Повысилась квалификация педагогов в направлении творческого и социально-коммуникативного воспитания детей. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
И в заключении хотелось бы отметить, что погружение в удивительный мир театра, воспитывает у детей эмоции, чувства, личные качества, тренирует способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях – то есть те качества, которые называют креативными. Ведь недаром говорится, «Театр – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная творческая оценка ребенком жизненных ситуаций».
Библиографический список
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2013.
2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. – М., 2010.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. Академический проект. – М., 2009.
4. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. - М.: Корифей, 2011.
5. Бочкарева С. В. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. - М.: Корифей, 2012.
6. Ванслов В. В. Что такое искусство? – М., 2008.
7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 2009.
8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 2010.
9. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания, 1993.
10. Межиева М.В. Развиваем творческие способности детей 5-9 лет, 2002.