НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кормильцына Е.Н. Организация работы по формированию у детей дошкольного возраста умения конструировать из строительного материала

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. [1].
Конструктивно-модельная деятельность включает в себя приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов [5].
Актуальность исследования объясняется наличием противоречий между необходимостью формирования умения у детей дошкольного возраста конструировать постройки из строительного материала и недостаточностью организации обучения конструированию в практике дошкольных образовательных организаций. Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста умения конструировать из строительного материала? Целью исследования выступает выявление педагогических условий формирования умения у детей дошкольного возраста конструировать из строительного материала.
Экспериментальные исследования проводились на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 200» г. Чебоксары.
Результаты беседы с детьми позволили сделать вывод о том, что дети испытывают трудности при назывании строительных деталей, выделении основных частей постройки. Наблюдение за конструктивной деятельностью детей во время непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности показывает, что постройки детей носят примитивный характер, что доказывает необходимость совершенствования конструктивных навыков.
В начале каждой темы («Автомобиль», «Мост», «Корабль» и др.) педагог знакомит детей с объектом, использует образец, организует его обследование в определенной последовательности: охватывание взором объекта в целом; выделение основных частей; установление их пространственного расположения; выделение деталей; возвращение к целостности объекта [6]. В конце занятия организуется игра детей со своими постройками [2].
На первом этапе работы решаются следующие задачи: упражнение детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур, в умении делать перекрытия, закрепление представлений об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Сюда входят такие темы образовательных мероприятий, как «Заборы», «Домики», «Сарайчик», «Терем», «Детский сад» [3].
Второй этап включает в себя постройки более сложных конструкций. Здесь решаются такие задачи, как формирование представлений о видах транспорта, упражнение в конструировании всех их частей, развитие умения намечать последовательность строительства частей («Автомобиль», «Грузовик», «Самолет», «Вертолет») [4].
Предложенная система работы способствует расширению у детей дошкольного возраста знаний и представлений о конструируемых объектах, формированию умения называть строительные детали (куб, пластилин, кирпичик, брусок), сооружать постройки из строительного материала, анализировать конструкции, выделять основные их части, а также совершенствуются конструктивные навыки (дети комбинируют детали, сочетают по форме, соединяя, накладывая, приставляя, экспериментируя с ним).

Библиографический список

1.       ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.43523492066213204.
2.       Игрушки и пособия для детского сада (Оборудование педагогического процесса) / сост. Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
3.       Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 80 с.
4.       Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 90 с.
5.       От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
6.       Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
2019